Педагогические условия здоровьеформирования студентов СМГ в процессе физического воспитания вуза
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий здоровьеформирования в процессе физического воспитания студентов специальной медицинской группы в вузе. Методы и организация исследования. Применяли качественный контент-анализ публикаций с целью выявления методологических подходов к организации процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы, педагогическое тестирование физической подготовленности, психоэмоционального состояния и социальной активности. Всего в исследовании участвовали 116 студентов 1-3 курсов, средний возраст составил 18,6 лет. Результаты исследования показывают, что в настоящее время наиболее актуальными для организации процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы являются следующие методологические подходы: на общефилософском уровне – гуманистический, культурологический, на общенаучном – системный, деятельностный, субъектный, а на частном (конкретно-научном) – биопсихосоциальный подход. На основании выявленной методологической базы были разработаны педагогические условия здоровьеформирования студентов специальной медицинской группы, способствующие улучшению показателей их здоровья. В отношении результатов физического компонента здоровья темпы прироста (по Броуди) увеличились на 18-36%, психологического компонента на 21-24%, социального компонента на 26-28%. В целом это позволяет оценить разработанные педагогические условия как эффективные, оптимизирующие процесс физического воспитания студентов специальной медицинской группы. Выводы. Процесс физического воспитания студентов специальной медицинской группы может функционировать на основе как общеизвестных и фундаментальных методологических подходов, так и с использованием частного (биопсихосоциального), позволяющих разработать педагогические условия здоровьеформирования студентов специальной медицинской группы. Их реализация в ходе 6 семестров в процессе физического воспитания выявила положительные изменения в результатах, оценивающих компоненты здоровья.

Ключевые слова:
физическое воспитание студентов, специальные медицинские группы, педагогические условия, здоровьеформирование
Список литературы

1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5–24. EDN: https://elibrary.ru/WLZECP.

2. Голикова Е. М. Педагогическая концепция социального развития студентов в системе адаптивного физического воспитания : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.04. Москва, 2019. 40 с. EDN: https://elibrary.ru/YBDHGK.

3. Коновалов А. Ю. Адаптивное физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе регионального инклюзивного средне-профессионального образования: на примере Тамбовской области : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Тамбов, 2019. 24 с.

4. Концептуализация спортивной культуры: методология и технологии спортизации физического воспитания : монография / Л. И. Лубышева, И. В. Манжелей, А. И. Загревская [и др.] ; под редакцией Л. И. Лубышевой. Москва : Научно-издательский центр "Теория и практика физической культуры и спорта", 2023. 215 с. EDN: https://elibrary.ru/LJRMRO.

5. Релевантные критерии сравнительной оценки физического здоровья студентов основной и специальной медицинской группы / Н. В. Минникаева, Л. В. Морозова, О. П. Виноградова, Т. И. Мельникова // Теория и практика физической культуры. 2025. № 4. С. 75–77. EDN RDCSOT.

6. Столяров В. И. Основы социологии физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека : монография. Москва : Русайнс, 2017. 336 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?