сотрудник с 01.01.2022 по настоящее время
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
В статье рассматривается проблема формирования военно-педагогической идентичности курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. Цель исследования – разработка методологической концепции, обеспечивающей становление будущего офицера как профессионала, воспитателя, морального лидера и педагога. Методы и организация исследования. Исследование опирается на многоуровневую методологию, включающую философский, общенаучный, междисциплинарный, научно-педагогический и исследовательско-технологический уровни. Результаты исследования и выводы. Разработана интегративная модель военно-педагогической идентичности будущего офицера Росгвардии, ядром которой является профессионально-нравственная структура личности. Определены педагогические механизмы формирования идентичности: ценностно-смысловая интериоризация, личностный пример наставников, педагогическая поддержка, создание воспитательной среды и рефлексивный анализ профессиональных ситуаций. Установлено, что интеграция образовательной, воспитательной и проектно-исследовательской деятельности обеспечивает формирование ценностей патриотизма, долга, чести, социальной справедливости и гуманизма. Разработанная концепция позволяет комплексно решать задачу воспитания офицеров Росгвардии нового поколения, обладающих высоким уровнем профессионально-нравственной и педагогической готовности. Научная новизна исследования заключается в обосновании и построении интегративной модели военно-педагогической идентичности курсантов Росгвардии. Полученные результаты могут быть использованы при совершенствовании образовательных программ, повышении квалификации преподавателей и разработке диагностических инструментов в системе военного образования.
военное образование, методологическая концепция, военно-педагогическая идентичность, курсанты военных институтов Росгвардии
ВВЕДЕНИЕ
Современная социально-политическая обстановка, глобальные вызовы и трансформация характера военной службы ставят перед системой военного образования Росгвардии задачу формирования и развития будущего офицера не только как специалиста в области управления, но и как: субъекта педагогической деятельности, наделенного необходимыми компетенциями; личности, несущей высокие педагогические идеалы, ценности и убеждения, отражающие лучшие образцы российской служебно-боевой педагогики; индивидуальности, отличающейся творческо-продуктивным стилем педагогической деятельности. Это подтверждается исследованием В. В. Голуб, подчеркивающим значимость расширения педагогических блоков в системе профессионального военного образования [1, с. 78].
Решение данной задачи связано с выяснением сущности и структуры понятия «военно-педагогическая идентичность офицера войск национальной гвардии» и проектированием ее модели как цели образовательного процесса.
Военно-педагогическая идентичность курсантов рассматривается как сложное многокомпонентное личностное образование, интегрирующее профессиональные, нравственные, духовные и педагогические компоненты. Необходимость формирования именно такого типа идентичности продиктована растущей ролью офицера как учителя, воспитателя, морального лидера и организатора образовательной среды в воинских подразделениях и требует разработки целостной методологической концепции исследования, в которой будут учтены философские, общенаучные, междисциплинарные и педагогические основания. В связи с этим целью статьи является разработка методологической концепции исследования проблемы становления и развития военно-педагогической идентичности курсантов на основе многоуровневой методологии организации образовательного процесса в военных образовательных организациях высшего образования (ВООВО) Росгвардии.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологическая база исследования строится на пяти уровнях, определённых в трудах А. П. Шарухина и Т. Г. Шарухиной по отношению к образовательному процессу в ВООВО Росгвардии [2]. Она адаптирована к проблематике формирования военно-педагогической идентичности курсантов ВООВО войск национальной гвардии Российской Федерации. Каждый уровень методологии раскрывает отдельные аспекты изучаемого явления, а в совокупности формирует целостную и системную научную модель исследования.
Философский уровень обеспечил постановку онтологических, гносеологических, логических и аксиологических оснований исследования. Военно-педагогическая идентичность анализируется как динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся в процессе профессионально-педагогической социализации, где особую роль играют нравственный выбор, ценностные установки, профессионально-этические нормы. Акмеологический подход позволяет определить этапы становления личности военнослужащего Росгвардии как профессионала [3, с. 26]. Онтологические представления о сущности военно-педагогической идентичности сочетаются с положениями философской антропологии о развитии человека в системе социокультурных и профессиональных отношений. С точки зрения онтологического подхода военно-педагогическая идентичность курсантов рассматривается как динамическая интеграция профессионально-этических и педагогических качеств будущего офицера Росгвардии. Педагогическая составляющая объединяет в себе знания, умения, навыки, компетенции выпускника как специалиста в областях деятельности его будущих подчиненных, которых необходимо учить; как организатора учебно-воспитательного процесса в подразделении; как воспитателя, обладающего развитыми лидерскими и коммуникативными свойствами и способного найти подход к каждому подчиненному. Гносеологические положения позволили определить способы познания процесса формирования и развития педагогической идентичности и условий повышения его результативности. Как показано в исследовании А. М. Бабичева и А. П. Шарухина, основополагающим становится приоритет мировоззренческого компонента над техническими аспектами образования [4, с. 26].
Социально-философский подход обеспечил осмысление диалектической взаимосвязи личности курсанта и профессиональной среды. Этические концепции дополнили исследование пониманием служебно-педагогической деятельности офицера как служения государству и обществу. Выводы А. П. Шарухина указывают на необходимость учета этических оснований военно-педагогической идентичности будущих офицеров Росгвардии как методологического фундамента педагогической концепции воспитания военнослужащих и сотрудников Росгвардии [5].
На общенаучном уровне методологии центральное место занял системный подход, позволивший выстроить педагогическую модель формирования военно-педагогической идентичности как целостную систему с четко выделенными компонентами: целевым, содержательным, личностно-субъектным, организационно-методическим и диагностическим, технологическим, результирующим. Модель, построенная М. В. Колесниковым по принципам, позволила выделить ключевые компоненты идентичности курсантов – от содержательных до диагностических – в их взаимосвязи [6]. Системность обеспечила рассмотрение каждого элемента не изолированно, а во взаимосвязи с другими компонентами системы и общей целью формирования офицера-воспитателя. В исследовании применялись принципы системной организации образовательного процесса, комплексного анализа педагогических факторов, системной диагностики уровня развития педагогической идентичности курсантов.
На междисциплинарно-научном уровне исследования были интегрированы подходы и методологические основания из ряда смежных научных областей знания: аксиологического, праксеологического, личностно-деятельностного, социологического, психологического, культурологического, политологического и исторического, что позволило рассмотреть идентичность офицера как профессионально-педагогический и социокультурный феномен. Аксиологический подход, по мнению Д. А. Яценко, направлен на обеспечение соответствия между уровнем личных ценностей будущего офицера и общепринятых норм, что напрямую связано с формированием идентичности [7, c. 3]. Аксиологический подход обозначил воспитание курсантов как процесс трансляции и интериоризации системы военно-профессиональных и общегражданских ценностей (патриотизм, долг, честь, правосознание, гуманизм). Праксеологический подход был направлен на обеспечение эффективной военно-педагогической деятельности будущих офицеров Росгвардии, формирование у них способности к воспитательной работе с личным составом. Личностно-деятельностный подход раскрыл значимость активного включения курсанта как субъекта воспитательной деятельности, формирования командирских качеств и коммуникативных компетенций. С точки зрения личностно-деятельностного подхода, как отмечено в исследовании Э. Н. Дьякова и А. П. Шарухина, военно-профессиональная компетентность как личностно-значимая детерминанта и идентичность курсантов военных институтов Росгвардии формируются не одномоментно [8, с. 64], а через целостный процесс включения в обучающую и воспитательную среду [9, с. 129]. Социологический подход обеспечил изучение влияния социальных институтов и образовательной среды на становление профессиональной идентичности. Психологический подход позволил исследовать развитие рефлексивных способностей, моральной устойчивости, эмоционального интеллекта курсантов. Культурологический подход обеспечил передачу историко-культурных традиций российского офицерства, а исторический подход – понимание преемственности и накопленного столетиями военно-педагогического опыта. Политологический подход позволил учесть государственную идеологическую политику и задачи национальной безопасности в формировании военно-педагогической идентичности будущих офицеров Росгвардии. В работах исследователя Н. Н. Исаевой показана актуальность проблемы двойственной идентичности военнослужащих: как педагогов, так и солдат, что совпадает с задачами формирования универсального типа офицера Росгвардии [10, с. 249].
Научно-педагогический уровень включал разработку педагогических моделей, содержания образовательных программ и технологий профессионально-педагогической подготовки курсантов военных институтов Росгвардии. Организация учебного процесса предусматривала целенаправленное насыщение дисциплин военно-педагогическим содержанием, проведение междисциплинарных интегративных курсов с акцентом на воспитательный потенциал учебных предметов, включение курсантов в проектно-исследовательскую и волонтерскую деятельность. Особое внимание уделялось организации субъект-субъектных педагогических взаимодействий между курсантами и преподавателями, формированию наставничества и поддержанию педагогической среды, способствующей развитию личной ответственности за формирование своей профессионально-нравственной позиции. Такие технологии тесно соотносятся с системой ценностной интериоризации военно-профессиональной пригодности, описанной Д. В. Смирновым, где офицер Росгвардии формируется как личность, способная влиять на подчинённых воспитательным примером [11, с. 21]. Применялись технологии проблемного обучения, рефлексивных практикумов, ситуационного анализа, моделирования профессионально-педагогических кейсов, обеспечивающих активизацию профессиональной рефлексии курсантов.
Исследовательско-технологический уровень обеспечивал эмпирическую проверку выдвигаемых гипотез, научную верификацию предлагаемой концепции и разработку диагностических методик оценки эффективности ее реализации в системе подготовки будущих офицеров Росгвардии к военно-педагогической деятельности. Включались методы анкетирования, экспертных оценок, наблюдения за профессионально-педагогической деятельностью, психолого-педагогическое тестирование и самооценка профессионально-нравственных качеств курсантов. Результаты диагностики позволяли оперативно корректировать содержание, формы и методы воспитательной работы в военных образовательных организациях высшего образования Росгвардии.
Таким образом, организация исследования опиралась на многоуровневую методологическую систему, которая позволила всесторонне и глубоко изучить процесс формирования военно-педагогической идентичности курсантов военных институтов Росгвардии как сложного профессионально-педагогического и социокультурного явления.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования была сформулирована новая научная идея, основанная на разработке интегративной модели военно-педагогической идентичности будущего офицера Росгвардии. Основу данной модели составляет профессионально-нравственное ядро идентичности – устойчивая личностная структура, обеспечивающая готовность офицера выполнять воспитательные, организационные, морально-нравственные и педагогические функции в процессе служебно-боевой деятельности. Это ядро включает в себя ценностно-смысловую основу, представленную доминантами патриотизма, чести, долга, нравственной ответственности, гуманизма, социальной справедливости. Интеграция профессионально-педагогических и личностно-нравственных компонентов идентичности курсантов осуществляется посредством образовательной среды военных институтов Росгвардии, включающей обогащённое содержание учебных дисциплин, воспитательную, проектную и исследовательскую деятельность, системную организацию взаимодействия командиров, преподавателей и курсантов [12, с. 92]. Важнейшим педагогическим условием реализации данной модели является активизация субъектной позиции курсанта, его включённость в деятельность, требующую нравственного выбора, моральной ответственности и рефлексии. Определены основные педагогические механизмы формирования военно-педагогической идентичности: ценностно-смысловая интериоризация, педагогическая поддержка, личностный пример наставников, создание воспитательной среды, рефлексивный анализ профессионально-педагогических ситуаций. По мнению М. А. Егорова, именно развитие критического и рефлексивного мышления способствует формированию офицера как морального лидера и педагога [13, с. 324]. Реализация предложенной концепции позволяет формировать не только профессиональные знания и навыки, но и высшие качества офицера-воспитателя, отвечающего современным требованиям службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
ВЫВОДЫ
Разработанная методологическая концепция формирования военно-педагогической идентичности курсантов в военных институтах Росгвардии позволяет комплексно подойти к решению задачи воспитания офицеров нового поколения. Основанная на философских, общенаучных, междисциплинарных, педагогических и технологических уровнях методология обеспечивает целостное научное понимание сложного процесса профессионально-нравственного становления офицеров-педагогов. Новая научная идея интегративной модели военно-педагогической идентичности обогащает современную военно-педагогическую науку и открывает перспективы дальнейших исследований в сфере профессионального образования Росгвардии. Полученные результаты могут служить основой для совершенствования образовательных программ, повышения квалификации преподавательского состава, разработки диагностических инструментов и организационно-педагогических моделей воспитательной деятельности в системе военного образования.
1. Голуб В. В. Моделирование пространства непрерывного военнопрофессионального образования: аспекты методологии и практики // Проблемы современного образования. 2019. № 3. С. 72–82. EDN: https://elibrary.ru/JDUFQP.
2. Шарухин А. П., Шарухина Т. Г. Методология педагогики военных образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (75). С. 201–205. EDN: https://elibrary.ru/XEGPJA.
3. Лымарев В. Н. Методологические основы разработки системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии. DOIhttps://doi.org/10.14529/ped220303 // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14, № 3. С. 26–33. EDN: https://elibrary.ru/ZUMNDT.
4. Бабичев А. М., Шарухин А. П. Формирование мировоззренческой позиции личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач у курсантов центров подготовки личного состава Росгвардии: концепция исследования. DOIhttps://doi.org/10.51944/20738536_2024_2_27 // Мир образования - образование в мире. 2024. № 2 (94). С. 27–37. EDN: https://elibrary.ru/PXKVFA.
5. Шарухин А. П. Этические основания воспитания военнослужащих и сотрудников Росгвардии. DOIhttps://doi.org/10.51944/20738536_2024_2_99 // Мир образования - образование в мире. 2024. № 2 (94). С. 99–108. EDN: https://elibrary.ru/TIOWMK.
6. Колесников М. В. Системный подход в рамках исследования проблемы формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных сил Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2021. № 10 (127). С. 18–22. EDN: https://elibrary.ru/EXMKWT.
7. Яценко Д. А. Модель развития представлений будущих офицеров о сознательности и дисциплинированности человека // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN324.pdf (дата обращения: 12.03.2025). EDN: https://elibrary.ru/WVKBTZ.
8. Дьяков Э. Н., Шарухин А. П. Концепция государственно-патриотического воспитания курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 63–67. EDN: https://elibrary.ru/VSCMWG.
9. Тарасов Д. Ю. Педагогическое моделирование в условиях образовательной среды современной военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2024. № 3 (21). С. 126–136. EDN: https://elibrary.ru/CQNYNI.
10. Исаева И. Н. Методологическая концепция исследования проблемы формирования и развития учебного коллектива курсантов в военном институте Росгвардии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 12 (214). С. 248–251. EDN: https://elibrary.ru/OWKPFB.
11. Смирнов Р. В. Ценностно-ориентационное единство личного состава как стратегия деятельности военного педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, № 1. С. 19–24. EDN: https://elibrary.ru/XPAIJN.
12. Киришко В. П., Максимова Е. А. Педагогическое моделирование развития военно-профессиональных качеств офицера войск национальной гвардии Российской Федерации под влиянием коллектива // АНИ: педагогика и психология., 2024. № 4 (49). С. 90-93. EDN: https://elibrary.ru/VCXAPV.
13. Егоров М. А. Особенности формирования критического мышления у военнослужащих в процессе патриотического воспитания // Конструктивные педагогические заметки. 2019. № 7-1 (11). С. 316–325. EDN: https://elibrary.ru/VXPXRK.




