сотрудник
Самара, Самарская область, Россия
ГРНТИ 15.01 Общие вопросы психологии
Цель исследования – изучение эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков специалистов, работающих в сфере информационных технологий. Методы и организация исследования. Процедура исследования проходила на базе Самарского государственного медицинского университета; выборку исследования составили специалисты, работающие в сфере информационных технологий, и студенты старших курсов гуманитарных специальностей. Исследование осуществлялось методом тестирования. Результаты исследования и выводы. Исследование выявило значимые отличия в показателях эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков у представителей IT и студентов гуманитарного профиля. Специалистам сферы IT свойственны низкая способность контролировать и осознавать свои эмоции и чувства, невыраженная потребность в познании самого себя. Они склонны испытывать трудности в понимании чувств, мотивов и потребностей других людей, во взаимодействии с окружающими. Специалисты сферы IT испытывают трудности в ведении диалога, в понимании невербальных сигналов и активном слушании, в анализе и интерпретации социальных контекстов.
эмоциональный интеллект, навыки коммуникации, сфера информационных технологий, межличностное взаимодействие
1. Болотова Е. А., Казанкова Е. Д. Значимость коммуникативных навыков у ИТ-специалистов // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург : Печатный цех, 2023. С. 44–50. EDN: https://elibrary.ru/RTJTKW.
2. Некрестьянова М. С., Мясникова С. В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности руководителя в сфере информационных технологий // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. Санкт-Петербург, 2013. С. 172–179. EDN: https://elibrary.ru/RBGPJL.
3. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2021. 432 с.
4. Гоулман Д., Бояцис Р. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва : Альпина Паблишер, 2020. 304 с.
5. Люсин Д. В., Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект. Москва : Когито-Центр, 2009. 349 с. ISBN 978-5-9270-0153-8. EDN: https://elibrary.ru/SFZLPZ.
6. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2019. 176 c. ISBN 5-9270-0058-4.
7. Шнайдер М. И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. 2016. № 4. С. 58–64. EDN: https://elibrary.ru/XAFMWR.
8. Андреева И. Н. Структура и типология эмоционального интеллекта : автореф. дис. … д-ра психол. Наук : 19.00.01. Минск, 2017. 48 с. EDN: https://elibrary.ru/XPDWMP.
9. Журина М. А. Субъективные представления о профессиональной успешности IT-специалистов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4. С. 243–249. EDN: https://elibrary.ru/LLTHOV.
10. Russo D., Masegosa A. R., Stol K. J. From anecdote to evidence: the relationship between personality and need for cognition of developers. DOIhttps://doi.org/10.1007/s10664-021-10106-1 // Empirical Software Engineering. 2022. V. 27, № 3. P. 71. EDN: https://elibrary.ru/LETJRN.
11. Klaus L., Lerouge C., Blanton J.E. System developers nature of work characteristics and their relationship with organizational commitment and job satisfaction // Journal of International Management. 2024. V. 25, № 1. Р. 1–19.
12. Рубцова Н. Е., Ефремова Г. И. Психологические особенности субъектов труда в профессиях информационного типа. DOIhttps://doi.org/10.37724/RSU.2021.59.3.014 // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 3. С. 147–163. EDN: https://elibrary.ru/WYPTYX.
13. Ahmad M. O., Ahmad I., Qayum F. Early career software developers and work preferences in software engineering. DOIhttps://doi.org/10.1002/smr.2513 // Journal of Software: Evolution and Process. 2022. No 36 (2). P. e2513. EDN: https://elibrary.ru/HDJHSO.
14. Licorish S. A., MacDonell S. G. Exploring software developers' work practices: Task differences, participation, engagement, and speed of task resolution. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.im.2016.09.005 // Information & Management. 2017. № 54 (3). P. 364–382.