аспирант с 01.01.2022 по настоящее время
ГРНТИ 77.00 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ОКСО 49.00.00 Физическая культура и спорт
Цель исследования – определить сложности, возникающие при формировании навыков владения предметом в художественной гимнастике, учитывая координационную структуру упражнений, как это наблюдается в тренировочном процессе. Методы и организация исследования. Для достижения цели в исследовании применялся комплекс методов: анализ специальной литературы, опрос в виде анкетирования. В опросе принимали участие высококвалифицированные специалисты по художественной гимнастике из разных городов России. Результаты исследования и выводы. Несмотря на наличие в научной и методической литературе обширного материала о рациональной и нерациональной технике владения предметом, а также о физических качествах, необходимых для этого базового навыка, отсутствуют исследования, направленные на оптимизацию и индивидуализацию обучения, основанные на понимании роли различных компонентов координационной подготовленности гимнасток. Анализ показал, что тренеры не имеют четкого понимания о процентном соотношении (или приоритетах) развития различных координационных способностей в контексте формирования фундаментальных навыков владения предметом. Определена необходимость изучения координационного профиля упражнений для каждого предмета (обруч, мяч, булавы, лента, скакалка), так как каждый предмет предъявляет требования к специфичным для него видам координационных способностей. Полученные данные позволили определить направленность содержания координационной и технической предметной подготовки юных гимнасток, выявлен состав корректирующих упражнений и методических приемов формирования базового навыка владения предметом.
художественная гимнастика, координационная подготовка, техническая предметная подготовка
1. Мальнева А. С., Артюх Д. В., Капранова О. С. Анализ содержания программ групповых упражнений, команд-участниц финальных соревнований чемпионата России 2023. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p256-259 // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 5 (219). С. 256–258. EDN: https://elibrary.ru/VYJNGD.
2. Терехина Р. Н., Мальнева А. С. Анализ содержания программ групповых упражнений, команд-участниц финальных соревнований 38-го чемпионата мира по художественной гимнастике. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p424-427 // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 1 (203). С. 424–427. EDN: https://elibrary.ru/CCYHJT.
3. Современный подход к процессу постановки соревновательных композиций в художественной гимнастике / Р. Н. Терехина, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, И. Б. Зеновка. DOIhttps://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p180-185 // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 8 (114). С. 180–185. EDN: https://elibrary.ru/SLSUQL.
4. Третьякова Ю. Г. Особенности тренировки по художественной гимнастике на начальном этапе подготовки // Актуальные вопросы психолого-педагогической кинезиологии, оздоровительной и адаптивной физической культуры : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 238–243. EDN: https://elibrary.ru/LZHMMJ.
5. Ушарова И. С. Экспериментальная методика развития координационных способностей у девочек младшего школьного возраста в художественной гимнастике // Вопросы физической культуры, спорта и здоровья : сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции. Новосибирск, 2021. С. 277–281. EDN: https://elibrary.ru/WZHPLX.
6. Совершенствование техники переката мяча на основе освоения волн телом в художественной гимнастике / А. А. Супрун, Е. Н. Медведева, Д. Ю. Горбачева, В. А. Калинина // XXV Юбилейные Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 313–317. EDN: https://elibrary.ru/ZUYBQY.
7. Влияние качества выполнения волн телом на технику исполнения перекатов мяча в художественной гимнастике / Е. Н. Медведева, А. А. Супрун, А. В. Титова, В. В. Борисова. DOIhttps://doi.org/10.24412/0040-3601-2022-1-92-94 // Теория и практика физической культуры. 2022. № 1. С. 92–94. EDN: https://elibrary.ru/GWVMJZ.