сотрудник
Самара, Самарская область, Россия
ГРНТИ 15.01 Общие вопросы психологии
Цель исследования – изучение психологических факторов дефицита внимания у взрослых. Методы и организация исследования. Исследование проходило на базе кафедры общей и клинической психологии Самарского государственного медицинского университета. Проведено тестирование студентов 1-5 курсов факультетов медицинской психологии, медико-профилактического обучения, клинической медицины. Результаты исследования и выводы. Выявлен ряд причин, приводящих к дефициту внимания у взрослых, но не имеющих неврологической природы. Проявления дефицита внимания выявлены у 10% обследованных студентов; высокие показатели тревожности получены у 16 % обследованных, высокие показатели депрессивных проявлений выявлены у 4% обследованных; нарушения функций префронтального контроля последовательности действий выявлены у 16% обследованных. Самооценка дефицита внимания по шкале СДВГ не коррелирует с объективно выявленными проявлениями дефицита внимания, соответственно, субъективное восприятие нарушений внимания не отражает объективную картину. Самооценка дефицита внимания по шкале СДВГ коррелирует с проявлениями тревоги и депрессии по госпитальной шкале, что свидетельствует о необходимости проведения дифференциальной диагностики причин дефицита внимания в каждом конкретном случае.
синдром дефицита внимания, переключение внимания, распределение внимания, объем внимания, тревога, депрессия, нейропсихологические пробы
1. Attention-deficit/hyperactivity disorder: a current overview / Banaschewski T. [et al.] // Deutsches Ärzteblatt International. 2017. Vol. 114, № 9. P. 149.
2. Adult attention-deficit hyperactivity disorder: key conceptual issues / Asherson P. [et al.]. DOIhttps://doi.org/10.1016/S2215-0366(16)30032-3 // The Lancet Psychiatry. 2016. Vol. 3, № 6. P. 568–578.
3. Кириллова Ю. А., Чернова М. А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых // Актуальные исследования. 2022. № 51-1 (130). С. 63–65. EDN: https://elibrary.ru/NUOQIW.
4. Hinshaw S. P., Arnold L. E. Attention‐deficit hyperactivity disorder, multimodal treatment, and longitudinal outcome: Evidence, paradox, and challenge. DOIhttps://doi.org/10.1002/wcs.1324 // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. 2015. Vol. 6, № 1. P. 39–52.
5. ADHD prevalence estimates across three decades: an updated systematic review and meta-regression analysis / Polanczyk G. V., Willcutt E. G., Salum G.A. [et al.]. DOIhttps://doi.org/10.1093/ije/dyt261 // International Journal of Epidemiology. 2014. № 43. P. 434–442.
6. Hinshaw S. P. Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD): controversy, developmental mechanisms, and multiple levels of analysis. DOIhttps://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-050817-084917 // Annual review of clinical psychology. 2018. Vol. 14, № 1. P. 291–316.