Динамика показателей сенсомоторной реакции у спортсменов с депривацией зрения в ходе тренировочного процесса по настольному теннису (Шоудаун).
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования заключается в анализе сенсомоторной реакции у слепых и слабовидящих спортсменов в ходе тренировочного процесса по настольному теннису. Методы и организация исследования. Методы исследования: анализ научно-педагогических исследований, тестирование, интервью. Диагностический инструментарий представлен такими тестам как «падающая линейка», проба Ромберга, «попади в обруч», «метание мяча в пол силы», «прыжок в длину вполсилы», треморометрия, динамометрия, воспроизведение метра, чувство времени. Исследование выполнено в Центре адаптивной физической культуры Петрозаводского государственного университета на протяжении двух лет. Категория участников – двенадцать спортсменов в возрасте от 25 до 50 лет, имеющих инвалидность по зрению и посещающих секцию по настольному теннису Шоудаун. Результаты исследования. На итоговом этапе исследования выявлена положительная динамика количественных показателей во всех контрольных тестах, но без подтверждения статистической значимости. Участники исследования отмечают, что они действительно ощущают положительную динамику в состоянии сенсомоторики, что позволяет им в повседневной жизни избегать и преодолевать препятствия. Итоговые результаты объективно подтверждают положительную динамику сенсомоторной реакции у слепых и слабовидящих спортсменов в ходе тренировочного процесса по настольному теннису. Субъективные оценки участников исследования указывают на положительное воздействие занятий настольным теннисом на качество повседневной жизни людей с нарушением зрения. В сочетании со специально разработанной программой упражнений настольный теннис может служить как средство для развития физических и психомоторных навыков, так и инструментом реабилитации, социальной интеграции и адаптации.

Ключевые слова:
адаптивный спорт, настольный теннис, сенсомоторная реакция, депривация зрения, качество жизни
Список литературы

1. Хлыстов П. А. Анализ функционально-двигательного состояния голболистов. DOIhttps://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-468-478 // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 2. С. 468–478. EDN AFGECD.

2. Шарипова Л. Х., Орзиева М. С. Состояние функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы у здоровых и у детей с нарушениями зрения // Биология и интегративная медицина. 2018. № 5 (22). С. 23–31. EDN XUGEST.

3. Егоров Е. А., Романова Т. Б., Рыбакова Е. Г. Зрительно-моторная интеграция: формирование, развитие, роль в офтальмологической практике. DOIhttps://doi.org/10.32364/2311-7729-2021-21-1-14-17 // РМЖ. Клиническая офтальмология. 2021. Т. 21, № 1. С. 14–17. EDN NOPPKC.

4. Блошкина Н. М., Вершинин М. А. Эффективность применения средств развития функции равновесия в физическом воспитании детей с нарушением зрения 5-6 лет // Адаптивная физическая культура. 2011. № 3 (47). С. 50–52. EDN OCONMT.

5. Демирчоглян Г. Г., Демирчоглян А. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. Москва : Издательство «Просвещение», 2000. 120 с. EDN VYSXEJ.

6. Правила вида спорта "спорт слепых" (утв. приказом Минспорта России от 19.01.2018 N 17) (ред. от 26.02.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293341/ (дата обращения: 20.04.2024).

7. Машенцева Т. В. Адаптированные спортивные игры как средство реабилитации незрячих детей (на материале настольного тенниса) // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2013. № 4 (58). С. 49–50. EDN VKUYZT.

8. Станчик Т. И., Ястребова О. С. Перспективы внедрения настольного тенниса для слепых «Шоудаун» в физкультурно-спортивную деятельность в вузе // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития : материалы I Международной научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму. Красноярск, 16–17 сентября 2022 года. Часть 1. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2022. С. 125–128. EDN VNOCMP.

9. Спесивцева О. И., Кондакова О. Н. Особенности коммуникативного взаимодействия спортсменов тенниса для слепых в тренировочном процессе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166). С. 345–349. EDN YUWZFZ.

10. Нехорошкова А. Н., Грибанов А. В., Депутат И. С. Взаимосвязь качественных параметров интеллектуальных и зрительно-моторных тестов у тревожных детей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. 2013. № 1. С. 46–54. EDN RBOJSZ.

11. Волокитина Т. В., Зотова А. А., Попова Е. В. Зрительное восприятие и особенности сенсомоторных реакций у детей 7-8 лет с косоглазием и амблиопией // Экология человека. 2014. № 4. С. 39–44. EDN SBKRHV.

12. Ильин Е. П., Умнов В. П. О специфичности показателей быстроты зрительно-моторных реакций // Психомоторика : сборник научных трудов. Ленинград : Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, 1976. С. 44–45. EDN UYUFHN.

Войти или Создать
* Забыли пароль?