сотрудник с 01.01.2013 по настоящее время
сотрудник с 01.01.2013 по 01.01.2025
г. Санкт-Петербург, Россия
аспирант с 01.01.2021 по настоящее время
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ГРНТИ 77.29 Методические основы видов спорта
Цель исследования – анализ соревновательной деятельности и определение перспективных направлений предметной подготовки, основанной на синхронизации темпо-ритмической структуры движений предметом и музыкального сопровождения соревновательных композиций. Методы и организация исследования. Для достижения цели в исследовании применялся комплекс методов: анализ специальной литературы и программных документов, педагогическое наблюдение, линейный регрессионный анализ, моделирование, методы математической статистики. Для изучения интенсификации работы предметом в соревновательной деятельности художественной гимнастики было проведено педагогическое наблюдение на основе анализа видеозаписей Олимпийских игр в период с 2008 по 2024 годы, всего проанализировано 60 упражнений. На основе анализа выполнения технической работы предметом посредством линейного регрессионного анализа были определены модельные показатели интенсивности работы предметом в соревновательных программах в 2025 году. Результаты исследования и выводы. Проведен анализ соревновательной деятельности ведущих гимнасток мира по художественной гимнастике в период 2008–2024 гг. и изучена динамика развития темпа и ритма работы предметом в соревновательных композициях. На основе выявленной формулы посредством регрессионного анализа были определены модельные показатели для упражнений с предметами в 2025 году: с булавами интенсивность выполнения должна составлять примерно 156; с лентой – 133; с мячом – 117; с обручем – 117. Одним из перспективных направлений предметной подготовки в художественной гимнастике является синхронизация темпо-ритмической структуры движений предметом и музыкального сопровождения композиций в художественной гимнастике.
художественная гимнастика, соревновательная деятельность, предметная подготовка
1. Коваленко Я. О. Пространственно-временные структурные элементы соревновательных композиций в художественной гимнастике на этапе специализированной базовой подготовки // Мир спорта. 2019. № 2 (75). С. 12–19. EDN: https://elibrary.ru/YOCIWB.
2. Объективизация оценки восприятия музыкального ритма спортсменками групповых упражнений художественной гимнастики / Е. Н. Медведева, Я. В. Голуб, Е. С. Сиротина, Е. А. Соболева, Е. В. Агеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 7 (233). С. 126–129. EDN: https://elibrary.ru/SXQRPN.
3. Супрун А. А., Титова А. В., Борисова В. В. Темпо-ритмические способности гимнасток как фактор синхронности исполнения двигательных действий спортсменками в групповых гимнастических упражнениях. DOIhttps://doi.org/10.14529/hsm200310 // Человек. Спорт. Медицина. 2020. Т. 20, № 3. С. 88–96. EDN: https://elibrary.ru/LQZFFA.
4. Шевчук Н. А., Анцыперов В. В., Шахова М. А. Особенности темпо-ритмической структуры базовых упражнений художественной гимнастики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 942. EDN: https://elibrary.ru/TETUCY.
5. Медведева Е. Н., Давыдова А. Ю., Зароднюк Г. В. Синхронизация движений в групповых упражнениях по художественной гимнастике // Теория и практика физической культуры. 2020. № 12. С. 85–87. EDN: https://elibrary.ru/TRRRXD.
6. Гончаров В. И., Власенко Т. Н., Маньшин Б. Г. О понятиях «ритм», «темп», «частота движений», «чувство ритма». DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p122-126 // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 122–126. EDN: https://elibrary.ru/TUHTEG.