ГРНТИ 77.29 Методические основы видов спорта
Цель исследования – повышение уровня групповой сплоченности команды фехтовальщиков-шпажистов путем внедрения в учебно-тренировочный процесс комплекса специальных мероприятий (средств). Методы и организация исследования: использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, опрос, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В исследовании приняли участие 16 фехтовальщиков-шпажистов. На первом этапе оценивали уровень начальной групповой сплоченности и других социологических параметров, характеризующих систему внутригрупповых связей. С помощью метода социометрии был определен групповой социометрический статус, показывающий степень сплоченности группы. На втором этапе исследования проводили педагогический эксперимент. В экспериментальной группе применялся комплекс средств, способствующий формированию коллектива (команды), для достижения успехов как в личных, так и в командных соревнованиях по фехтованию. Другая группа фехтовальщиков – контрольная, при тех же объемах учебно-тренировочных занятий тренировалась в соответствии с программой спортивной подготовки по виду спорта фехтование, где меры по повышению коллективной командной сплоченности применялись только в рамках нормативного документа. Результаты исследования и выводы. Применение всего комплекса специальных педагогических средств, направленных на выработку групповых действий юных спортсменов и их совместных (командных) интересов, позволили получить достоверные положительные результаты, выразившиеся в увеличении собственно показателей сплоченности, желании тренироваться и получении удовлетворенности тренировочным процессом. Еще одним подтверждением эффективности применения комплекса педагогических мер и специально организованных мероприятий по организации совместной командной деятельности юных спортсменов стали результаты соревновательной деятельности, что является важным, поскольку в перспективе позволяет интенсифицировать процесс совершенствования технических приемов и боевых действий в фехтовании.
фехтование, сплоченность, командные соревнования, этап спортивной специализации
1. Зайцева Н. В. Управление формированием сплоченности спортсменов командных видов спорта // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. № S1. С. 166–170. EDN: https://elibrary.ru/TGPBHL.
2. Кульдяева А. Ю., Данченко С. А. Групповая сплоченность спортивных команд как условие достижения высоких результатов // Международный студенческий научный вестник. 2022. № 1. С. 133. EDN: https://elibrary.ru/ABNUPS.
3. Шаламова О. В., Чурин В. М., Башилова К. Д. Педагогические аспекты внутриколлективного взаимодействия фехтовальщиков на этапе спортивной специализации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 5 (231). С. 208–212. EDN: https://elibrary.ru/XVIDEM.
4. Девишвили В. М., Мдивани М. О., Корнеев И. С. Опросник сплочённости спортивной команды // Акмеология. 2016. № 1 (57). С. 46–50. EDN: https://elibrary.ru/VTNLQJ.
5. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. 2-е изд., доп. и испр. Москва : Просвещение, 1990. 256 с. EDN: https://elibrary.ru/YFNWNR.