Оценка дидактической сложности учебных текстов по биомеханике
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – разработка метода оценки дидактической сложности учебных текстов по биомеханике, основанного на учете их структурных и семантических особенностей, и его апробации на практике. Методы исследования: анализ научной и методической литературы, создание компьютерной программы на ABCPascal, контент-анализ учебных текстов с помощью компьютерных программ, использование онлайн-ресурсов для измерения параметров текстов. Результаты исследования. Проанализирована проблема оценки дидактической сложности текстов по биомеханике, которая может быть найдена как произведение их структурной и семантической сложностей. Предложен метод, заключающийся в вербальном кодировании формул и рисунков с последующим применением компьютерной программы, выявляющей научные термины и суммирующей их сложности. Произведена оценка дидактической сложности, объема и коэффициента свернутости информации у пяти текстовых фрагментов, содержащих формулы и рисунки. Выводы. Разработанный метод имеет научную новизну и практическую значимость: результаты его использования позволяют сравнить различные элементы учебного материала по дидактической сложности, что важно для создания учебников и учебно-методических пособий по биомеханике, для разработки новых тестов и оценивания ответов студентов.

Ключевые слова:
дидактика, биомеханика, понятие, семантика, учебные тексты
Список литературы

1. Курысь В. Н. Биомеханика. Познание телесно-двигательного упражнения. Москва : Советский спорт, 2013. 368 с. ISBN 978-5-9718-0629-5. EDN: https://elibrary.ru/VRTBSD.

2. Майер Р. В. Дидактическая сложность учебных текстов и ее оценка : монография. Глазов : ГГПИ, 2020. 149 с. ISBN 978-5-93008-305-7. EDN: https://elibrary.ru/WEERPS.

3. Майер Р. В. Об оценке семантической сложности физических понятий // Педагогическое образование. 2022. Т. 3, № 4. С. 241–247. EDN: https://elibrary.ru/LHCOPE.

4. Аверьянов Л. Я. Контент-анализ : монография. Москва : РГИУ, 2007. 286 с.

5. Криони Н. К., Никин А. Д., Филиппова А. В. Автоматизированная система анализа сложности учебных текстов // Вестник УГАТУ. Уфа, 2008. Т. 11, № 1 (28). С. 101–107. EDN: https://elibrary.ru/JXECAB.

6. Майер Р. В. Сложность учебных понятий и текстов : монография. Глазов : ГИПУ, 2024. 132 с. ISBN 978-5-93008-418-4. EDN: https://elibrary.ru/XWDTOK.

7. Марчук Ю. Н. Компьютерная лингвистика. Москва : АСТ : Восток-Запад, 2007. 317 с. EDN: https://elibrary.ru/VQNRPR.

8. Чернейко Л. О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени : монография. 2-е изд. Москва : ЛИБРОКОМ, 2010. 272 с.

9. Davis B., Sumara D. Complexity and Education: Inquiries Into Learning, Teaching, and Research. Mahwah, New Jersey, London, 2006. 201 p.

10. White M. D., Marsh E. E. Content analysis: A flexible methodology. DOI:https://doi.org/10.1353/lib.2006.0053 // Library trends. 2006. Vol. 55. № 1. pp. 22–45.

Войти или Создать
* Забыли пароль?