Интеграция психологического и физиологического подходов в тренировке
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – проанализировать влияние психологических и физиологических подходов, средств и методов в систему интегральной подготовки спортсменов. Внимание ученых сосредоточено на процессах когнитивной оценки спортсменов, управлении эмоциями и стратегиями преодоления стресса (копинг-стратегиями), используемыми спортсменами. Актуальность темы подчеркивает необходимость интеграции психологического и физиологического подходов в тренировку спортсменов с целью оптимизации результатов в соревновательной среде. Методы исследования. В работе использовались методы теоретического исследования, опрос (анкетирование), анализ литературных данных, методики Дж. Тейлора «Измерение уровня тревоги», адаптирована В. Г. Норикадзе; Т. Холмс и Р. Райх «Стрессоустойчивость и стрессовая адаптация»; симптоматическая анкета А. Волкова, Н. Водопьянова «Самочувствие в экстремальных ситуациях». Результаты исследования. При оценке и коррекции психических расстройств были выделены основные факторы, а также рассмотрены преобладающие источники стресса, показаны способы измерения стрессоустойчивости у спортсменов. Авторы указали, что результаты показателей нельзя рассматривать как манометрические, так как у разных людей разные физиологические системы могут по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию. Выводы. Интеграция психологического и физиологического подходов в тренировке спортсменов оптимизирует результат. Использование широкого спектра психологических инструментов и методик, адаптированных к индивидуальным особенностям личности и психосоматической природе каждого спортсмена, напрямую влияет на развитие его личностных качеств, необходимых для преодоления тревоги и стресса в спортивных соревнованиях.

Ключевые слова:
стрессоустойчивость, адаптация, психологическое состояние, фобия, стресс, саморегуляция, тревожность, физиотерапия, психология спорта
Список литературы

1. Горин К. Ю. Психологические особенности личности как один из важнейших факторов при организации занятий по физической подготовке. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p566-568 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 566–568. EDN: https://elibrary.ru/QAKZPP.

2. Применение средств физической культуры для профилактики эмоционального выгорания у преподавателей вуза / Илькевич Т. Г., Илькевич К. Б., Болдов А. С., Климова Л. Ю. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 6 (232). С. 306–310. EDN: https://elibrary.ru/ISZCDL.

3. Формирование эмоциональной устойчивости у студентов технических вузов / Николаева И. В., Васельцова И. А., Агеев С. Л., Гордеев А. А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 8 (234). С. 293–297. EDN: https://elibrary.ru/ZQRTBF.

4. Савельева О. В., Данилова А.М., Воронин А.Д. Проблема гармонизации физического и психического здоровья человека. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p555-559 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 10 (212). С. 555–559. EDN: https://elibrary.ru/LVKXKF.

5. Алексина А. О., Плиев Д. А. Положительное влияние спорта на психологическое здоровье человека. DOIhttps://doi.org/10.46554/OlymPlus.2022.2(15).pp.26 // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2022. № 2 (15). С. 26–29. EDN: https://elibrary.ru/PJZPMC.

6. Балькова Д. В., Савельева О. В. Влияние физической активности на стрессоустойчивость студентов // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4 (44). С. 58–62. EDN: https://elibrary.ru/YHULVA.

7. Иванова Л. А., Казакова О. А., Селезнев А. А. Психолого-педагогические технологии в подготовке спортсменов (на примере женских спортивных команд по футболу в вузах) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 3 (145). С. 271–277. EDN: https://elibrary.ru/YJCOKZ.

8. Николаева И. В., Челюканова А. И. Занятия физическими упражнениями как важный фактор психологического здоровья. DOIhttps://doi.org/10.18411/trnio-02-2023-82 // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94-2. С. 91–93. EDN: https://elibrary.ru/IIYJKR.

9. Колмыкова А. А., Савельева О. В. Влияние физической культуры на психологическое благополучие и качество жизни. DOIhttps://doi.org/10.18411/trnio-05-2024-597 // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 109-12. С. 14–17. EDN: https://elibrary.ru/OVCNPD.

10. Ященко Е. Ф., Слотина Т. В., Кедич С. И. Эмоциональная устойчивость и ее ресурсы у работающей молодежи. DOIhttps://doi.org/10.24158/spp.2023.11.10// Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11 (115). С. 84–89. EDN: https://elibrary.ru/UFAWTQ.

Войти или Создать
* Забыли пароль?