ГРНТИ 15.01 Общие вопросы психологии
Цель исследования – проанализировать влияние психологических и физиологических подходов, средств и методов в систему интегральной подготовки спортсменов. Внимание ученых сосредоточено на процессах когнитивной оценки спортсменов, управлении эмоциями и стратегиями преодоления стресса (копинг-стратегиями), используемыми спортсменами. Актуальность темы подчеркивает необходимость интеграции психологического и физиологического подходов в тренировку спортсменов с целью оптимизации результатов в соревновательной среде. Методы исследования. В работе использовались методы теоретического исследования, опрос (анкетирование), анализ литературных данных, методики Дж. Тейлора «Измерение уровня тревоги», адаптирована В. Г. Норикадзе; Т. Холмс и Р. Райх «Стрессоустойчивость и стрессовая адаптация»; симптоматическая анкета А. Волкова, Н. Водопьянова «Самочувствие в экстремальных ситуациях». Результаты исследования. При оценке и коррекции психических расстройств были выделены основные факторы, а также рассмотрены преобладающие источники стресса, показаны способы измерения стрессоустойчивости у спортсменов. Авторы указали, что результаты показателей нельзя рассматривать как манометрические, так как у разных людей разные физиологические системы могут по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию. Выводы. Интеграция психологического и физиологического подходов в тренировке спортсменов оптимизирует результат. Использование широкого спектра психологических инструментов и методик, адаптированных к индивидуальным особенностям личности и психосоматической природе каждого спортсмена, напрямую влияет на развитие его личностных качеств, необходимых для преодоления тревоги и стресса в спортивных соревнованиях.
стрессоустойчивость, адаптация, психологическое состояние, фобия, стресс, саморегуляция, тревожность, физиотерапия, психология спорта
1. Горин К. Ю. Психологические особенности личности как один из важнейших факторов при организации занятий по физической подготовке. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p566-568 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 566–568. EDN: https://elibrary.ru/QAKZPP.
2. Применение средств физической культуры для профилактики эмоционального выгорания у преподавателей вуза / Илькевич Т. Г., Илькевич К. Б., Болдов А. С., Климова Л. Ю. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 6 (232). С. 306–310. EDN: https://elibrary.ru/ISZCDL.
3. Формирование эмоциональной устойчивости у студентов технических вузов / Николаева И. В., Васельцова И. А., Агеев С. Л., Гордеев А. А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 8 (234). С. 293–297. EDN: https://elibrary.ru/ZQRTBF.
4. Савельева О. В., Данилова А.М., Воронин А.Д. Проблема гармонизации физического и психического здоровья человека. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p555-559 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 10 (212). С. 555–559. EDN: https://elibrary.ru/LVKXKF.
5. Алексина А. О., Плиев Д. А. Положительное влияние спорта на психологическое здоровье человека. DOIhttps://doi.org/10.46554/OlymPlus.2022.2(15).pp.26 // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2022. № 2 (15). С. 26–29. EDN: https://elibrary.ru/PJZPMC.
6. Балькова Д. В., Савельева О. В. Влияние физической активности на стрессоустойчивость студентов // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4 (44). С. 58–62. EDN: https://elibrary.ru/YHULVA.
7. Иванова Л. А., Казакова О. А., Селезнев А. А. Психолого-педагогические технологии в подготовке спортсменов (на примере женских спортивных команд по футболу в вузах) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 3 (145). С. 271–277. EDN: https://elibrary.ru/YJCOKZ.
8. Николаева И. В., Челюканова А. И. Занятия физическими упражнениями как важный фактор психологического здоровья. DOIhttps://doi.org/10.18411/trnio-02-2023-82 // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94-2. С. 91–93. EDN: https://elibrary.ru/IIYJKR.
9. Колмыкова А. А., Савельева О. В. Влияние физической культуры на психологическое благополучие и качество жизни. DOIhttps://doi.org/10.18411/trnio-05-2024-597 // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 109-12. С. 14–17. EDN: https://elibrary.ru/OVCNPD.
10. Ященко Е. Ф., Слотина Т. В., Кедич С. И. Эмоциональная устойчивость и ее ресурсы у работающей молодежи. DOIhttps://doi.org/10.24158/spp.2023.11.10// Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11 (115). С. 84–89. EDN: https://elibrary.ru/UFAWTQ.