Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (кафедра оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта, Профессор)
сотрудник с 01.01.2021 по 01.01.2025
Санкт-Петербург, Россия
УДК 796/799 Физическая культура. Спортивные игры. Спорт
ГРНТИ 77.05 Медико-биологические основы физической культуры и спорта
Сложности процесса организации сенсомоторной координации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра, обусловленные несформированностью тонких дифференцированных движений, нарушением координации сложно организуемых двигательных актов, требуют поиска и введения в обучающий процесс технологий из адаптивной физической культуры, организуемых на основе комплекса упражнений импровизации, используемых в танцевальной терапии. С целью развития и преодоления сложностей формирования коммуникативно-когнитивной сферы у обучающихся с расстройствами аутистического спектра используется комплекс упражнений импровизации и адаптивной физической культуры, которые в различных танцевальных комбинациях можно использовать с обучающимися с РАС. Цель исследования – разработка и внедрение программы «Танцы для здоровья» на основе интеграции технологии танцевальной терапии в адаптивной физической культуре обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методы и организация исследования. Применяли анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент. Экспериментально организована работа по интеграции спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности и психологической службы в центре, в которую включена программа «Танцы для здоровья». Результаты исследования и выводы. Разработанная программа «Танцы для здоровья» апробирована в образовательном процессе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в возрасте 10-18 лет в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждение школа № 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга. Доказано, что регулярное проведение занятий по программе «Танцы для здоровья» не только способствует формированию координации сложно организуемых двигательных актов на основе комплекса упражнений импровизации, используемых в технологии танцевальной терапии в адаптивной физической культуре, но и создает благоприятные условия для развития элементарной коммуникативно-эмоциональной сферы и воображения у обучающихся с расстройствами аутистического спектра с разным уровнем интеллектуального развития.
адаптивная физическая культура, танцевальная терапия, обучающиеся с расстройствами аутистического спектра, координация движений, комплекс упражнений на импровизацию
1. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Санкт-Петербург : Дидактика Плюс, 2004. 80 с.
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Гусева И. Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребёнку с аутизмом. DOIhttps://doi.org/10.17759/cpp.2019270109 // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27, № 1. С. 140–152. EDN: https://elibrary.ru/ZABAEX.
3. Никольская О. С., Костин И.А. Ребенок с расстройствами аутистического спектра в школе: специфические образовательные потребности и пути их реализации // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24, № 4 (180). С. 116–120. EDN: https://elibrary.ru/YSJNNR.
4. Баряев А. А. Методические аспекты и технологии спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Москва : Парадигма, 2016. 90 с.
5. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Москва : Спорт, 2016. 616 c. ISBN 978-5-906839-42-8. EDN: https://elibrary.ru/WGRUDV.
6. Малашенок М. С., Миргород Н. В., Демьянчук Я. В. Динамика характеристик эмоционально-коммуникативной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра в процессе танцевальной терапии // Петербургский психологический журнал. 2019. № 27. С. 34–36. EDN: https://elibrary.ru/UIDAGI.