с 01.01.2018 по 01.01.2024
Красково, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 77.29 Методические основы видов спорта
Цель исследования – выявить устойчивые взаимосвязи компонентов подготовки хоккеистов высокой квалификации на протяжении трех олимпийских циклов и использовать их в качестве основы модельных характеристик. Методы исследования: метод экспертной квалиметрии, педагогическое наблюдение, анализ годичных тренировочных планов, методы математической статистики с расчетом парного коэффициента корреляции Пирсона. Организация исследования. Исследование проводили в течение 13 лет при подготовке мужской национальной сборной команды России по хоккею на траве к Олимпийским играм в Пекине (2008), Лондоне (2012) и Рио-де-Жанейро (2016). Результаты исследования и выводы. Выявлены взаимосвязи компонентов подготовки спортсменов (структуры годичного цикла, соревновательных и тренировочных нагрузок) с результатом официальных игр. Экспертная оценка результатов официальных международных игр показала прямую связь с их количеством и отрицательную с играми чемпионата и Кубка страны, что могло быть фактом неправильного планирования календаря национального чемпионата. Тренировочные нагрузки аэробной направленности тесным образом были связаны с количеством контрольных и товарищеских игр. В рейтинге трех исследуемых блоков, влияющих на подготовку и конечный результат выступления команды, большее количество достоверных связей имели соревновательные нагрузки, включающие весь объем товарищеских, контрольных, официальных всероссийских и международных игр. Полученные взаимосвязи структурных значений годичного цикла, соревновательных и тренировочных нагрузок и их влияние на результат официальных игр позволяют использовать поученные данные для моделирования построения олимпийского цикла спортсменов в игровых командных видах спорта.
Олимпийский цикл, хоккей на траве, годичный цикл, тренировочные нагрузки, соревновательные нагрузки, микроцикл тренировки, энергетическая направленность нагрузок, моделирование
1. Синявская Е. В. Моделирование как метод научного познания // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (24). С. 192–196. EDN: https://elibrary.ru/QCRJMX.
2. Шестаков М. П., Мякинченко Е. Б., Фомиченко Т. Г. Планирование тренировочного процесса в зимних видах спорта. 2-е изд., стереотип. Санкт-Петербург : Лань, 2025. 180 с.
3. Шестаков М. П., Фомиченко Т. Г. Грядет ли научная революция в спортивной науке? // Теория и практика физической культуры. 2021. № 9. С. 3–4. EDN: https://elibrary.ru/YWKYQH.
4. Шестаков М. П. Теоретико-методическое обоснование процессов управления технической подготовкой спортсменов на основе компьютерного моделирования : специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва, 1998. 50 с. EDN: https://elibrary.ru/ZKFDQF.
5. Шустин Б. Н. Состояние и основные направления разработки модельных характеристик соревновательной деятельности // Проблемы моделирования соревновательной деятельности : сб. науч. статей. Москва, 1985. С. 4–17. EDN: https://elibrary.ru/XXANZR.
6. Спортивная адаптология. Спортивная подготовка в циклических видах спорта / В. Н. Селуянов, Е. Б. Мякиченко, В. Б. Гаврилов [и др.] ; под. общ. ред. В. Н. Селуянова. Москва : ТВТ Дивизион, 2021. 520 с.
7. Контроль физической подготовленности футболистов в спортивной адаптологии / В. Н. Селуянов, С. К. Сарсания, К. С. Сарсания [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2008. № 5. С. 36–39. EDN: https://elibrary.ru/NBMJVX.
8. Рубин М. А., Куликов В. С., Романов М. И. Моделирование процесса подготовки футболистов // Цифровое общество в контексте развития личности : сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 13 июня 2017 года. Пенза : Аэтерна, 2017. С. 175–177. EDN: https://elibrary.ru/YRZODL.
9. Федотова Е. В. Структура и динамика соревновательной деятельности и подготовленности спортсменок на этапах многолетней подготовки в командных игровых видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04. Москва, 2001. 50 c.
10. Пасько В. В., Подоляка О. Б., Мартиросян А. А. Модельные характеристики, как основа управления учебно-тренировочным процессом спортсменов-регбистов 16–18 лет // Слобожанский научно-спортивный вестник. 2013. № 4 (37). С. 47–55. EDN: https://elibrary.ru/ROYFLX.
11. Назаров Д. М., Конышева Л. К. Интеллектуальные системы: основы теории нечётких множеств. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2019. 186 с. EDN: https://elibrary.ru/ESMAVT.
12. Карабатов Д. С., Бегичева С. В. Нечеткая модель экспертной оценки уровня игры хоккеиста // BI-технологии и корпоративные информационные системы в оптимизации бизнес-процессов : материалы VIII Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 04 декабря 2020 года. Екатеринбург : Уральский государственный экономический университет, 2021. С. 41–44. EDN: https://elibrary.ru/QBEZVG.
13. Фомин В. С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. Москва : МОГИФК, 1984. 63 с.