сотрудник с 01.01.2011 по настоящее время
Иркутск, Иркутская область, Россия
ГРНТИ 15.01 Общие вопросы психологии
В статье представлен анализ результатов исследования ассертивного поведения студентов с учетом мотивации достижений, которая им свойственна. Цель исследования – определить влияние, которое оказывает мотивация достижения на уровень ассертивности поведения. Методы и организация исследования. В целях решения исследовательских задач была использована совокупность теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, систематизация, конкретизация, обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент. В качестве диагностического инструментария выступили: Тест-опросник измерения мотивации достижения (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова), Опросник ассертивности (В.П. Шейнов). Результаты исследования и выводы. Уточнено определение таких научных понятий как «ассертивное поведение», «ассертивность», «ассертивная личность», «мотивация достижений»; рассмотрены составляющие ассертивного поведения. На этапе констатации результатов проведенного исследования студенты были распределены в группы в соответствии с выявленной мотивацией достижения, что позволило сопоставить их с уровнем ассертивности, характерным для каждого респондента. Полученные данные подтверждены статистически. Сделан вывод о необходимости развития мотивации на достижение успеха, что позволит сформировать ассертивное поведение студентов, которое связано с автономностью, самостоятельностью, решительностью и навыками конструктивного социального взаимодействия.
ассертивное поведение, ассертивность, мотивация достижения, студенты
1. Wolpe J. The practice of behavior therapy. New York : Pergamum Press, 1973. 421 р.
2. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или ассертивность - в жизнь! Санкт-Петербург : Речь, 1995. 232 с.
3. Salter A. Conditioned reflex therapy. New York : Capricorn, 1949. 359 р.
4. Шейнов В. П., Девицын А. С. Факторная структура опросника ассертивности. DOIhttps://doi.org/10.33581/2521-6821-2021-4-110-118 // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2021. № 4. С. 557–565. EDN: https://elibrary.ru/VFKEQB.
5. Understanding facilitators for assertiveness among college students in India - a qualitative study / Goel A., Padickaparambil S., Sreelakshmi E. S., Pothiyil D. I. DOIhttps://doi.org/10.1007/s12144-024-05763-6 // Сurrent psychology. 2024. Volume 43, Issue 21. P. 19423–19432. EDN: https://elibrary.ru/PMOJEO.
6. Stoykov A. Dynamics of assertive behavior in the social work students. DOIhttps://doi.org/10.34069/ai/2020.28.04.2 // Аmazonia investiga. 2020. Volume 9, Issue 28. P. 14–21. EDN: https://elibrary.ru/YDJWSU.
7. Бокова В. Н., Просина П. А. Ассертивная модель поведения в процессе обучения аудированию студентов неязыковых специальностей // Язык и межкультурная коммуникация : сборник статей XVIII Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань : Астраханский гос. ун-т им. В.Н. Татищева, 2024. С. 49–54.
8. Гапонова С. А., Корнилова Н. С. Ассертивное поведение. Структурный анализ. DOIhttps://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-13 // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 3. С. 13–30. EDN: https://elibrary.ru/HHQVQE.
9. Lazarus A. A. On Assertive Behavior: A Brief Note. DOIhttps://doi.org/10.1016/S0005-7894(73)80161-3 // Behavior Therapy. 1973. № 4. Р. 697–699.
10. Трошихина Е. Г., Навдушевич Г. В. Ассертивность как копинг-стратегия и личностная характеристика в подростково-юношеском возрасте. DOIhttps://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-221-227 // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 221–227. EDN: https://elibrary.ru/HGILJT.
11. Mahammed R. F., Kadhum S. R. Тhe assertive behavior of disabled tennis and table tennis players // Revista iberoamericana de psicologia del ejercicio y el deporte. 2023. Volume 18, Issue 3. P. 248–250.
12. Vagos P., Pereira A. Revisiting a taxonomy of social anxiety and assertiveness in adolescence: evidence for a cognitive approach. DOIhttps://doi.org/10.1007/s12144-020-00823-z // Сurrent psychology. 2022. Volume 41, Issue 6. P. 3615–3624. EDN: https://elibrary.ru/OEDMGF.
13. Mamedova L. V., Kobazova Y. V., Shakhmalova I. J. Psychological and Pedagogical Methods for Development of Assertive Behavior in High School Students. DOIhttps://doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.294 // Рroceedings of the international scientific conference - far east con (Iscfec 2020). 2020. Volume 128. P. 2117–2123. EDN: https://elibrary.ru/YDKZRB.
14. Марданова Г. К., Семенова А. В. К вопросу о мотивации подростков в современном мире. DOIhttps://doi.org/10.17748/2686-9969-2021-4-4-70-76 // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4, № 4. С. 70–76. EDN: https://elibrary.ru/ZCIGYF.
15. Яшкова А. Н. Мотивация достижения младших школьников как фактор их успешности в учебной деятельности. DOIhttps://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11127 // Концепт. 2024. № 8. С. 67–80. EDN: https://elibrary.ru/JRUJVO.
16. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве / Ермолова Т. В., Балыгина Е. А., Литвинов А. В., Гузова А. В. DOIhttps://doi.org/10.17759/jmfp.2019080201 // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8, № 2. С. 7–18. EDN: https://elibrary.ru/XWVEJZ.
17. Барсукова О. В., Викторчик И. С. Особенности мотивации достижения и самооценки честолюбия студентов с разными жизненными ориентациями // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. Ростов-на-Дону, 2013. № 1. С. 318–320. EDN: https://elibrary.ru/SDULOX.
18. Кичукова К. С., Танева Т. Г. Мотивация достижений и отношение медицинских лаборантов к непрерывному обучению. DOIhttps://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-185-215 // Образование и наука. 2021. Том 23, № 6. С. 185–215. EDN: https://elibrary.ru/XAUOTO.
19. Кибальник А. В., Федосова И. В., Абрамова К. А. Эмпирическое исследование стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций сельскими подростками. DOIhttps://doi.org/10.51379/KPJ.2023.158.1.031 // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. С. 266–273. EDN: https://elibrary.ru/GRMFIT.
20. Кибальник А. В., Федосова И. В., Акмамбетова А. Е. Особенности стратегий преодолевающего поведения студентов с разным локусом контроля. DOIhttps://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-609 // Russian Journal of Education and Psychology. 2024. Том 15, № 4. С. 400–416. EDN: https://elibrary.ru/DTFPCU.