Омск, Омская область, Россия
сотрудник с 01.01.2005 по 01.01.2025
Омск, Омская область, Россия
Омск, Омская область, Россия
УДК 796.011.3 Методика физического воспитания. Пути и средства физического воспитания. Учебные заведения физической культуры
ГРНТИ 77.01 Общие вопросы физической культуры и спорта
Цель исследования – изучение темпов развития двигательных способностей студентов, различающихся успешностью реализации разных видов двигательной активности и типологическими проявлениями свойств нервной системы. Методы и организация исследования. Применяли методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогическое и психофизиологическое тестирования, методы математической статистики. В исследовании участвовали студенты первого курса, выбравшие в рамках занятий по «Элективным курсам по физической культуре и спорту» настольный теннис или пауэрлифтинг. Результаты исследования и выводы. Установлено, что успешные обучающиеся в рамках физического воспитания, занимающиеся настольным теннисом или пауэрлифтингом, превосходят менее успешных в темпах развития двигательных способностей. Между обучающимися, успешными в настольном теннисе и в пауэрлифтинге, отсутствуют статистически значимые различия в темпах развития изучаемых способностей, при этом выявлены различия на высоком уровне статистической значимости в типологических свойствах нервной системы. Это дает основание заключить, что влияние типологических свойств нервной системы на развитие тех или иных двигательных способностей человека в процессе физического воспитания определяется их соответствием специфике вида двигательной активности.
физическое воспитание студентов, двигательные способности, двигательная активность, типологические свойства нервной системы
1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Спортивно-ориентированное образование: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 19–22.
2. Лубышева Л. И., Загревская А. И. Кинезиологический подход как методологическая основа спортизации физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 6. С. 2–4. EDN: https://elibrary.ru/ZTUQBD.
3. Пешкова Н. В. Особенности личностных характеристик студентов, занимающихся различными видами двигательной активности в рамках спортизации физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 89–91. EDN: https://elibrary.ru/XBKCQH.
4. Теплов Б. М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. Москва: Наука, 2004. 442 с.
5. Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности: избранные психологические труды. Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2000. 682 с.
6. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. Санкт-Петербург : Питер, 2001. 464 с. ISBN 5-272-00237-7. EDN: https://elibrary.ru/TKYWCR.
7. Ревенко Е. М., Зелова Т. Ф., Спатаева М. Х. Физическая подготовленность и типологические проявления свойств нервной системы студентов с разной двигательной активностью // Теория и практика физической культуры. 2024. № 4. С. 45–48. EDN: https://elibrary.ru/TRPOMF.
8. Ревенко Е. М. Мотивация к двигательной активности студентов, различающихся типологическими свойствами нервной системы и выбравших разные элективные курсы по физической культуре и спорту // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2024. № 7. С. 58–62. EDN: https://elibrary.ru/CDWFNN.
9. Ревенко Е. М., Зелова Т. Ф. Типологические проявления свойств нервной системы студентов, различающихся успешностью реализации разных видов двигательной активности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2024. № 12. С. 95–98. EDN: https://elibrary.ru/UNDOFN.
10. Ревенко Е. М. Индивидуальные особенности возрастного развития двигательных и интеллектуальных способностей : монография. Омск : Изд-во СибАДИ, 2022. 297 с.