сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
В соответствии с обновлением профессионального ландшафта спортивной отрасли, созданием комплекса модернизированных профессиограмм, востребованных в отрасли, возникла необходимость комплексного обследования приоритетов и дефицитов обучающихся, результаты которого позволили бы определить направления реформирования содержания подготовки кадров и уровень проблемности этой задачи. Также необходимо в этих условиях периодически определять корреляцию, потребности работодателей в определенных компетенциях выпускников спортивных факультетов и вузов с предложением рынка труда, сформированного на данный момент времени. Цель исследования – выявление профессиональных приоритетов и дефицитов обучающихся разных уровней подготовки и корреляция этих результатов с требованиями работодателей спортивной отрасли. Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовой базы в спортивной среде, анонимный опрос в цифровой среде, сбор и обработка данных, определение коэффициента корреляции. Результаты исследования. При формировании и реализации основных образовательных и дополнительных профессиональных программ подготовки кадров для спортивной отрасли следует учитывать основные требования работодателей, такие как теоретическая подготовка, профессиональная автономность, расширение компетенций в дальнейшей трудовой деятельности, а также формировать условия для адекватного восприятия обучающимися этих стратегических задач как основных в рамках своей профессиональной подготовки. Высокая прямая положительная корреляция между представлениями выпускников спортивных вузов и работодателей о дефицитах отраслевого профессионального образования является позитивным фактором для исправления ситуации.
профессиональный ландшафт, профессиограммы, кадры спортивной отрасли, уровни образования, профессиональные авторитеты, профессиональные дефициты, мотиваторы образовательного процесса, требования работодателей
1. Савко Э. И. Преемственность физического воспитания в учреждениях образования. Минск : БГУ, 2020. 155 с.
2. Железняк Ю. Д. Подготовка бакалавров, магистров, аспирантов в системе высшего физкультурного образования // Актуальные вопросы теории и практики физического воспитания и спорта в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании : материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции с международным участием, Мытищи, 24 ноября 2016 года. Мытищи : Московский государственный областной университет, 2016. С. 84–88. EDN: https://elibrary.ru/XGNQNX.
3. Кривова Е. А. Модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград, 2012. 24 с. EDN: https://elibrary.ru/QIITMB.
4. Орлова Е. А., Соколовская С. В. Образовательные программы в сфере физической культуры и спорта: противоречия и направления развития // Теория и практика физической культуры. 2021. № 1. С. 108–110. EDN: https://elibrary.ru/RIAVOT.
5. Пружинин К. Н., Пружинина М. В. Тенденции развития непрерывного профессионального физкультурного образования педагогических работников // Актуальные проблемы теории развития физической культуры и спорта в вузе : материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Иркутск, 25 ноября 2022. Иркутск : Иркутский государственный университет, 2023. С. 92–95. EDN: https://elibrary.ru/RQWQOL.
6. Современные тенденции подготовки кадров в вузах отрасли физической культуры, спорта и туризма / Н. В. Масягина, С. В. Начинская, Е. В. Быстрицкая, А. В. Соловьева. Москва : ООО "Печатная Мастерская РАДОНЕЖ", 2023. 170 с. ISBN 978-5-6049219-8-2. EDN: https://elibrary.ru/CTLDXE.
7. Клестова О. А., Тихонова Т. Ю. Анализ трудоустройства выпускников университета в отрасли физической культуры и спорта. DOIhttps://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.115 // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7-4 (109). С. 49–57. EDN: https://elibrary.ru/YLKOTM.
8. Алешин И. Н., Терехова Е. А., Цыганкина Н. Е. Изучение конкурентоспособности и значимости ключевых профессиональных качеств современного выпускника вуза физической культуры // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность : XIII Международная научно-практическая конференция, Челябинск , 31 января 2024 года. Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2024. С. 7–13. EDN: https://elibrary.ru/FAPCCQ.
9. Чесноков Н. Н., Морозов А. П. Пути повышения уровня профессиональной подготовки выпускников вузов физической культуры и спорта // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всерос. науч. конф., посвященной 100-летию со дня образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта. Хабаровск : Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2023. С. 238–243. EDN: https://elibrary.ru/IKAVAT.
10. Манжелей И. В., Загревская А. И. Векторное моделирование в педагогических исследованиях по проблемам физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2024. № 9. С. 3–5. EDN: https://elibrary.ru/DAOPMS.
11. Левченкова Т. В., Неверкович С. Д., Горбачева А. Ю. Значение дисциплин психолого-педагогического цикла в повышении уровня педагогического мастерства обучающихся вузов физической культуры и спорта. DOIhttps://doi.org/10.53742/1999-6799/1-2023_149-154. DOIhttps://doi.org/10.53742/1999-6799/1-2023_149-154 // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2023. № 1. С. 149–154. EDN: https://elibrary.ru/XEPNZX.
12. Лубышева Л. И., Росенко С. И. Новые контуры развития высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. 2024. № 1. С. 3–5. EDN: https://elibrary.ru/ELPQWC.
13. Чесноков Н. Н., Никитушкин В. Г., Морозов А. П. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта. Малаховка : Московская государственная академия физической культуры, 2023. 424 с. ISBN 978-5-00063-109-6. EDN: https://elibrary.ru/EVMOUZ.
14. Скаржинская Е. Н. Дидактические проблемы подготовки спортивного резерва в условиях цифровой трансформации // Цифровая трансформация спорта (традиционный спорт, компьютерный спорт, фиджитал спорт, гонки дронов, спортивное программирование) : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 05 декабря 2024 года. Москва : Российский университет спорта "ГЦОЛИФК", 2024. С. 103–107. EDN: https://elibrary.ru/ETVKRG.
15. Неверкович С. Д., Цакаев С. Ш. Педагогические условия реализации социального компонента познавательной активности обучающихся вуза физической культуры. DOIhttps://doi.org/10.52563/2618-7604_2023_1_74 // Спортивно-педагогическое образование. 2023. № 1. С. 74–78. EDN: https://elibrary.ru/QMYURI.
16. Неверкович С. Д., Цакаев С. Ш. Современные проблемы спортивно-патриотического воспитания в России и пути их решения // Физическая культура и спорт как одно из основных направлений молодежной политики в Российской Федерации : материалы I Всероссийской конференции, Москва, 24 июня 2022 года. Москва, 2022. С. 585–589. EDN: https://elibrary.ru/CDURIY.
17. Ермаков А. В., Скаржинская Е. Н., Новоселов М. А. Цифровая трансформация профессий в отрасли "Физическая культура и спорт" // Теория и практика физ. культуры. 2022. № 3. С. 6–8. EDN: https://elibrary.ru/BJAUVS.
18. Современные тенденции подготовки кадров в вузах отрасли физической культуры, спорта и туризма / Н. В. Масягина, С. В. Начинская, Е. В. Быстрицкая, А. В. Соловьева. Москва : ООО "Печатная Мастерская РАДОНЕЖ", 2023. 170 с. ISBN 978-5-6049219-8-2. EDN: https://elibrary.ru/CTLDXE.
19. Масягина Н. В. Модель воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в российской федерации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 520. EDN: https://elibrary.ru/TYSODB.
20. Масягина Н. В. Особенности труда специалистов физической культуры и спорта, как ориентир модернизации системы подготовки и переподготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 384. EDN: https://elibrary.ru/VJPVFD.
21. Юньков А. Ю. Модернизация кадрового обеспечения физической культуры и спорта в новых экономических условиях : автореф. дис. … канд. эконом. наук. Москва, 2012. 22 с. EDN: https://elibrary.ru/QIBMDT.
22. Могилевская Н. С. Анализ внедрения профессиональных стандартов в спортивной школе // Гуманитарный трактат. 2021. № 115. С. 4–7. EDN: https://elibrary.ru/MWAQXD.
23. Бабенко Е. И., Старлычанова М. А. Базовые тренды подготовки спортивных менеджеров в условиях организационных изменений системы образования РФ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 4 (107). С. 51–55. EDN: https://elibrary.ru/MCISRJ.
24. Деятельностно ориентированные и цифровые технологии в профессиональной переподготовке инструкторов и тренеров по спорту / Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко, К. Э. Столяр [и др.]. Москва : Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, филиал в г. Пятигорске, 2020. 248 с. ISBN 978-5-7307-1643-8. EDN: https://elibrary.ru/LSVDOB.
25. Ермакова М. А. Актуальные проблемы развития кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта. DOIhttps://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-21-29 // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 21–29. EDN: https://elibrary.ru/RIHNYQ.
26. Соломахина Т. Р., Скриплева Е. В. Управление кадровым потенциалом в спортивной сфере // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 5. С. 173–178. EDN: https://elibrary.ru/XQNCGM.
27. Леонтьева М. С., Масягина Н. В., Губа В. П. Эффективность научного обеспечения подготовки специалистов для физкультурно-спортивной отрасли в московском регионе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 6. С. 17–19. EDN: https://elibrary.ru/RZZFAX.