Результаты экспериментального исследования профессиональных приоритетов и дефицитов системы воспроизводства кадров спортивной отрасли
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В соответствии с обновлением профессионального ландшафта спортивной отрасли, созданием комплекса модернизированных профессиограмм, востребованных в отрасли, возникла необходимость комплексного обследования приоритетов и дефицитов обучающихся, результаты которого позволили бы определить направления реформирования содержания подготовки кадров и уровень проблемности этой задачи. Также необходимо в этих условиях периодически определять корреляцию, потребности работодателей в определенных компетенциях выпускников спортивных факультетов и вузов с предложением рынка труда, сформированного на данный момент времени. Цель исследования – выявление профессиональных приоритетов и дефицитов обучающихся разных уровней подготовки и корреляция этих результатов с требованиями работодателей спортивной отрасли. Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовой базы в спортивной среде, анонимный опрос в цифровой среде, сбор и обработка данных, определение коэффициента корреляции. Результаты исследования. При формировании и реализации основных образовательных и дополнительных профессиональных программ подготовки кадров для спортивной отрасли следует учитывать основные требования работодателей, такие как теоретическая подготовка, профессиональная автономность, расширение компетенций в дальнейшей трудовой деятельности, а также формировать условия для адекватного восприятия обучающимися этих стратегических задач как основных в рамках своей профессиональной подготовки. Высокая прямая положительная корреляция между представлениями выпускников спортивных вузов и работодателей о дефицитах отраслевого профессионального образования является позитивным фактором для исправления ситуации.

Ключевые слова:
профессиональный ландшафт, профессиограммы, кадры спортивной отрасли, уровни образования, профессиональные авторитеты, профессиональные дефициты, мотиваторы образовательного процесса, требования работодателей
Список литературы

1. Савко Э. И. Преемственность физического воспитания в учреждениях образования. Минск : БГУ, 2020. 155 с.

2. Железняк Ю. Д. Подготовка бакалавров, магистров, аспирантов в системе высшего физкультурного образования // Актуальные вопросы теории и практики физического воспитания и спорта в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании : материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции с международным участием, Мытищи, 24 ноября 2016 года. Мытищи : Московский государственный областной университет, 2016. С. 84–88. EDN: https://elibrary.ru/XGNQNX.

3. Кривова Е. А. Модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград, 2012. 24 с. EDN: https://elibrary.ru/QIITMB.

4. Орлова Е. А., Соколовская С. В. Образовательные программы в сфере физической культуры и спорта: противоречия и направления развития // Теория и практика физической культуры. 2021. № 1. С. 108–110. EDN: https://elibrary.ru/RIAVOT.

5. Пружинин К. Н., Пружинина М. В. Тенденции развития непрерывного профессионального физкультурного образования педагогических работников // Актуальные проблемы теории развития физической культуры и спорта в вузе : материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Иркутск, 25 ноября 2022. Иркутск : Иркутский государственный университет, 2023. С. 92–95. EDN: https://elibrary.ru/RQWQOL.

6. Современные тенденции подготовки кадров в вузах отрасли физической культуры, спорта и туризма / Н. В. Масягина, С. В. Начинская, Е. В. Быстрицкая, А. В. Соловьева. Москва : ООО "Печатная Мастерская РАДОНЕЖ", 2023. 170 с. ISBN 978-5-6049219-8-2. EDN: https://elibrary.ru/CTLDXE.

7. Клестова О. А., Тихонова Т. Ю. Анализ трудоустройства выпускников университета в отрасли физической культуры и спорта. DOIhttps://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.115 // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7-4 (109). С. 49–57. EDN: https://elibrary.ru/YLKOTM.

8. Алешин И. Н., Терехова Е. А., Цыганкина Н. Е. Изучение конкурентоспособности и значимости ключевых профессиональных качеств современного выпускника вуза физической культуры // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность : XIII Международная научно-практическая конференция, Челябинск , 31 января 2024 года. Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2024. С. 7–13. EDN: https://elibrary.ru/FAPCCQ.

9. Чесноков Н. Н., Морозов А. П. Пути повышения уровня профессиональной подготовки выпускников вузов физической культуры и спорта // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всерос. науч. конф., посвященной 100-летию со дня образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта. Хабаровск : Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2023. С. 238–243. EDN: https://elibrary.ru/IKAVAT.

10. Манжелей И. В., Загревская А. И. Векторное моделирование в педагогических исследованиях по проблемам физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2024. № 9. С. 3–5. EDN: https://elibrary.ru/DAOPMS.

11. Левченкова Т. В., Неверкович С. Д., Горбачева А. Ю. Значение дисциплин психолого-педагогического цикла в повышении уровня педагогического мастерства обучающихся вузов физической культуры и спорта. DOIhttps://doi.org/10.53742/1999-6799/1-2023_149-154. DOIhttps://doi.org/10.53742/1999-6799/1-2023_149-154 // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2023. № 1. С. 149–154. EDN: https://elibrary.ru/XEPNZX.

12. Лубышева Л. И., Росенко С. И. Новые контуры развития высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. 2024. № 1. С. 3–5. EDN: https://elibrary.ru/ELPQWC.

13. Чесноков Н. Н., Никитушкин В. Г., Морозов А. П. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта. Малаховка : Московская государственная академия физической культуры, 2023. 424 с. ISBN 978-5-00063-109-6. EDN: https://elibrary.ru/EVMOUZ.

14. Скаржинская Е. Н. Дидактические проблемы подготовки спортивного резерва в условиях цифровой трансформации // Цифровая трансформация спорта (традиционный спорт, компьютерный спорт, фиджитал спорт, гонки дронов, спортивное программирование) : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 05 декабря 2024 года. Москва : Российский университет спорта "ГЦОЛИФК", 2024. С. 103–107. EDN: https://elibrary.ru/ETVKRG.

15. Неверкович С. Д., Цакаев С. Ш. Педагогические условия реализации социального компонента познавательной активности обучающихся вуза физической культуры. DOIhttps://doi.org/10.52563/2618-7604_2023_1_74 // Спортивно-педагогическое образование. 2023. № 1. С. 74–78. EDN: https://elibrary.ru/QMYURI.

16. Неверкович С. Д., Цакаев С. Ш. Современные проблемы спортивно-патриотического воспитания в России и пути их решения // Физическая культура и спорт как одно из основных направлений молодежной политики в Российской Федерации : материалы I Всероссийской конференции, Москва, 24 июня 2022 года. Москва, 2022. С. 585–589. EDN: https://elibrary.ru/CDURIY.

17. Ермаков А. В., Скаржинская Е. Н., Новоселов М. А. Цифровая трансформация профессий в отрасли "Физическая культура и спорт" // Теория и практика физ. культуры. 2022. № 3. С. 6–8. EDN: https://elibrary.ru/BJAUVS.

18. Современные тенденции подготовки кадров в вузах отрасли физической культуры, спорта и туризма / Н. В. Масягина, С. В. Начинская, Е. В. Быстрицкая, А. В. Соловьева. Москва : ООО "Печатная Мастерская РАДОНЕЖ", 2023. 170 с. ISBN 978-5-6049219-8-2. EDN: https://elibrary.ru/CTLDXE.

19. Масягина Н. В. Модель воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в российской федерации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 520. EDN: https://elibrary.ru/TYSODB.

20. Масягина Н. В. Особенности труда специалистов физической культуры и спорта, как ориентир модернизации системы подготовки и переподготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 384. EDN: https://elibrary.ru/VJPVFD.

21. Юньков А. Ю. Модернизация кадрового обеспечения физической культуры и спорта в новых экономических условиях : автореф. дис. … канд. эконом. наук. Москва, 2012. 22 с. EDN: https://elibrary.ru/QIBMDT.

22. Могилевская Н. С. Анализ внедрения профессиональных стандартов в спортивной школе // Гуманитарный трактат. 2021. № 115. С. 4–7. EDN: https://elibrary.ru/MWAQXD.

23. Бабенко Е. И., Старлычанова М. А. Базовые тренды подготовки спортивных менеджеров в условиях организационных изменений системы образования РФ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 4 (107). С. 51–55. EDN: https://elibrary.ru/MCISRJ.

24. Деятельностно ориентированные и цифровые технологии в профессиональной переподготовке инструкторов и тренеров по спорту / Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко, К. Э. Столяр [и др.]. Москва : Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, филиал в г. Пятигорске, 2020. 248 с. ISBN 978-5-7307-1643-8. EDN: https://elibrary.ru/LSVDOB.

25. Ермакова М. А. Актуальные проблемы развития кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта. DOIhttps://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-21-29 // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 21–29. EDN: https://elibrary.ru/RIHNYQ.

26. Соломахина Т. Р., Скриплева Е. В. Управление кадровым потенциалом в спортивной сфере // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 5. С. 173–178. EDN: https://elibrary.ru/XQNCGM.

27. Леонтьева М. С., Масягина Н. В., Губа В. П. Эффективность научного обеспечения подготовки специалистов для физкультурно-спортивной отрасли в московском регионе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 6. С. 17–19. EDN: https://elibrary.ru/RZZFAX.

Войти или Создать
* Забыли пароль?