Влияние двигательной активности на исполнительные функции («обновление, «подавление», «переключение») на примере студентов Петрозаводского государственного университета
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – изучение связи объёма и частоты двигательной активности с результатами тестирования исполнительных функций («обновление», «подавление», «переключение»). Методы и организация исследования. Для постановки гипотезы и планирования экспериментальной части исследования использовали теоретический анализ и обобщение научной литературы. Тестирование исполнительных функций осуществляли с помощью нейрокогнитивных тестов: тест Струпа, WCST, тест Корси; двигательную активность оценивали в соответствии с методикой IPAQ. Анализ данных с применением математико-статистических средств включал корреляционный и дисперсионный анализ. Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что некоторые компоненты исполнительных функций, а именно «подавление» и «переключение», положительно связаны с показателями двигательной активности, это подтверждается данными корреляционного анализа и применением статистического метода ANOVA. Полученные результаты вносят значимый вклад в подтверждение гипотезы о положительном влиянии двигательной активности на когнитивную сферу человека.

Ключевые слова:
исполнительные функции, двигательная активность, физическая активность, когнитивные способности
Список литературы

1. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга: попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы: с биографией И. М. Сеченова. Москва : ЛИБРОКОМ, 2016. 128 с. (Из наследия мировой психологии). ISBN 978-5-9710-3314-1.

2. Кузнецов О. Ю., Петрова Г. С. Физиологические основы стимуляции активности интеллектуальной деятельности студентов средствами физического воспитания // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 357–362. EDN: https://elibrary.ru/QBCCXP.

3. Associations of accelerometer-measured physical activity, sedentary behaviour, and sleep with next-day cognitive performance in older adults: a micro-longitudinal study / Bloomberg M. [et al.]. DOIhttps://doi.org/10.1186/s12966-024-01683-7 // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2024. V. 21, No 1. Article number 133. EDN: https://elibrary.ru/YESYMM.

4. Comparative efficacy of various exercise interventions on cognitive function in patients with mild cognitive impairment or dementia: a systematic review and network meta-analysis / Huang X. [et al.]. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.jshs.2021.05.003 // Journal of sport and health science. 2022. V. 11, No 2. P. 212–223. EDN: https://elibrary.ru/HERAWZ.

5. Physical activity is associated with better executive function in university students / Salas-Gomez D. [et al.]. DOIhttps://doi.org/10.3389/fnhum.2020.00011 // Frontiers in Human Neuroscience. 2020. V. 14. P. 11. EDN: https://elibrary.ru/PQPVYS.

6. Виленская Г. А. Исполнительные функции // Психологический журнал. 2016. Том 37, № 4. С. 21–31. EDN: https://elibrary.ru/WHFRNZ.

7. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M. J. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis // Cognitive psychology. 2000. V. 41, No 1. P. 49–100. EDN: https://elibrary.ru/GTFMVB.

8. Сутормина Н. В. Роль нейротрофического фактора мозга (BDNF) в физической активности (обзор). DOIhttps://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-124-133 // Комплексные исследования детства. 2022. Т. 4, № 2. С. 124–133. EDN: https://elibrary.ru/EZWQPT.

9. Short-term high-intensity interval exercise promotes motor cortex plasticity and executive function in sedentary females / Hu M. [et al.]. DOIhttps://doi.org/10.3389/fnhum.2021.620958 // Frontiers in Human Neuroscience. 2021. V. 15. P. 620958. EDN: https://elibrary.ru/BPKNFC.

10. Effects of aerobic physical exercise on neuroplasticity after stroke: systematic review / Penna L. G. [et al.]. DOIhttps://doi.org/10.1590/0004-282x-anp-2020-0551 // Arquivos de neuro-psiquiatria. 2021. V. 79, No 09. P. 832–843. EDN: https://elibrary.ru/FKKFSG.

11. Faria C. A., Alves H. V. D., Charchat-Fichman H. The most frequently used tests for assessing executive functions in aging // Dementia & neuropsychologia. 2015. V. 9, No 2. P. 149–155.

12. Berch D. B., Krikorian R., Huha E. M. The Corsi block-tapping task: Methodological and theoretical considerations. DOIhttps://doi.org/10.1006/brcg.1998.1039 // Brain and cognition. 1998. V. 38, No 3. P. 317–338.

13. Friedman N. P., Miyake A. Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.cortex.2016.04.023 // Cortex. 2017. V. 86. P. 186–204. EDN: https://elibrary.ru/YWJVCB.

14. Criterion validity of The International Physical Activity Questionnaire-Short Form (IPAQ-SF) for use in clinical practice in patients with osteoarthritis / Joseph K. L. [et al.]. DOIhttps://doi.org/10.1186/s12891-021-04069-z // BMC musculoskeletal disorders. 2021. V. 22. P. 1–9. EDN: https://elibrary.ru/CWZUFN.

Войти или Создать
* Забыли пароль?