сотрудник с 01.01.1997 по 01.01.2025
Тула, Тульская область, Россия
ГРНТИ 77.01 Общие вопросы физической культуры и спорта
Цель исследования – определение отношения студентов нефизкультурного вуза к физической культуре. Методы и организация исследования. Использованы методы обобщения и анализа научно-методической литературы, анкетирование, математическая обработка и анализ полученных данных. Исследование проводили на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, в социологическом опросе участвовали 175 студентов первого курса. Результаты исследования и выводы. Различные физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в стенах ТГПУ, практически не вызывают интерес у учащихся. По мнению авторов, возможными причинами этого являются недостаточная мотивация студентов к ведению здорового образа жизни, трудности адаптации на начальных курсах и ограниченный бюджет свободного времени. К приоритетным видам двигательной активности студентов относятся: активный отдых, прогулки, игры; самостоятельные занятия; секционные занятия. Среди платных услуг значительную часть молодежи интересуют массаж, сауна, посещение бассейна. Наиболее распространенными формами физической активности у первокурсников являются ходьба, физический труд дома, велопрогулки, спортивные и подвижные игры. Определено, что оздоровительный бег, плавание, гимнастика недостаточно востребованы у учащихся. Обоснована важность целенаправленного формирования у студентов позитивного отношения к ценностям физической культуры и устойчивого интереса к занятиям посредством совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
физическая культура студента, двигательная активность, физкультурная деятельность, социологическое исследование
1. Бацунов С. Н., Цапов Е. Г., Усцелемова Н. А. Современная парадигма развития физической культуры и спорта в вузе // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2017. № 7–1 (73). С. 179–182. EDN: https://elibrary.ru/YQEEOH.
2. Усцелемова Н. А., Усцелемов С. В. Анализ социологической информации о значимости физической культуры в профессиональной подготовке студентов технического вуза // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2018. № 2. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/06SCSK218.pdf (дата обращения: 22.04.2025). EDN: https://elibrary.ru/UUXIHQ.
3. Бондин В. И., Пономарев А. Е., Пестриков Е. А. Современные подходы к формированию мотивационно-ценностных ориентаций студентов к укреплению и сохранению здоровья средствами физической культуры. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p26-32 // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 26–32. EDN: https://elibrary.ru/MUYZPQ.
4. Челнокова Е. А., Агаев Н. Ф., Тюмасева З. И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе. DOIhttps://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-6 // Вестник Мининского университета. 2018. № 1 (22). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32833342_24700753.pdf (дата обращения: 22.04.2025). EDN: https://elibrary.ru/YWQSHP.
5. Результаты исследования двигательной активности студентов нефизкультурного вуза в разные периоды календарного года / Веселкина Т. Е., Румба О. Г., Кононов С. В., Романченко С. А. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p83-88 // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. № 3 (217). С. 83–88. EDN: https://elibrary.ru/DXPJWV.
6. Изучение интереса студентов к занятиям физической культурой в вузе / Альжанов Х. Х., Крылова Т. И., Матюнина Н. В., Курицына А. Е. DOIhttps://doi.org/10.24412/2305-8404-2025-2-3-10 // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2025. № 2. С. 3–10. EDN: https://elibrary.ru/ETIIDM.
7. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. 2-е изд., стереотип. Москва : Издательский центр «Академия», 2004. 240 с. ISBN 5-7695-1993-2. EDN: https://elibrary.ru/QODCWH.
8. Дутова И. В., Архипова С. А., Меркулова И. В. Оценка динамики мотивации студентов к здоровому образу жизни на основе многолетних наблюдений // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 5. С. 20–26. EDN: https://elibrary.ru/ABMHMT.