Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – оценка результативности комплекса мероприятий, направленных на повышение информированности подростков о рисках вейпинга, развитие личностных ресурсов противостояния зависимости, вовлечение в альтернативные формы активности. Методы и организация исследования. Использовали следующие методы: теоретический анализ литературы, эмпирические методы (тестирование, опрос, диагностика), методы количественно качественной обработки данных и математической статистики. Применяли методику диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн, методику «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич), тест-опросник, разработанный В. Д. Менделевич, тест-опросник «Аддиктивная склонность» (В. В. Юсупов, В. А. Корзунин). В исследовании принимали участие учащиеся 8 классов (девочки и мальчики). Результаты исследования. Определена распространенность вейпинга среди учащихся, доля подростков с низким уровнем аддиктивности. Отмечено, что почти половина учащихся по-прежнему обнаруживает умеренные аддиктивные тенденции, а более четверти – выраженную склонность к зависимому поведению. Выводы. У подростков преобладает средний уровень знаний о вейпинге с тенденцией к низкому. Большинство учащихся слабо осведомлены о реальных рисках и последствиях использования электронных сигарет, в целом по выборке преобладают учащиеся со средним уровнем самооценки, однако по ряду составляющих Я-концепции (внешность, авторитет у сверстников, характер) значительное число подростков демонстрирует низкие показатели. Наличие проблемных зон в структуре самоотношения типично для данного возраста. По результатам диагностики склонности к зависимому поведению выявлено преобладание в выборке высокого риска развития химических аддикций (наркотической и алкогольной). Предрасположенность к поведенческим формам зависимости (игровой, спортивно-музыкальному фанатизму) выражена в меньшей степени, но также присутствует у значительной части учащихся и требует проведения целенаправленной психолого- педагогической работы.

Ключевые слова:
педагогическая психология, вейпинг, профилактика зависимости, поведенческие аддикции, зависимое поведение, личностные ресурсы
Список литературы

1. Прелова В. Э. Оценка информированности молодежи о механизмах токсического воздействия вейпинга на организм человека // Мечниковские чтения-2023 : сборник материалов конференции. 96-я Всероссийская научно практическая конференция студенческого научного общества с международным участием. Санкт-Петербург : Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова, 2023. С. 95–96. EDN: https://elibrary.ru/SMKKKU.

2. Лосева Т. К. Вейпинг в подростковой среде: сущность, причины, профилактика // Научные исследования 2024 : сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. С. 125–128. EDN: https://elibrary.ru/UEVOME.

3. Шаршнева В. В. Профилактика вейпинга среди подростков // Актуальные вопросы развития социальной и образовательной сфер : сб. ст. Витебск : Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова, 2024. С. 121–124.

4. Прихожан А. М. Диагностика подросткового возраста. Москва : АНО ПЭБ, 2007. 56 с. ISBN 978-5-89774-998-0.

5. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Москва : Городец, 2016. 385 с. ISBN 978-5-906815-94-1.

6. Юсупов В. В., Корзунин В. А. Психологическая диагностика зависимого поведения. Санкт-Петербург : Речь, 2007. 123 с. (Психологический практикум). ISBN 5-9268-0576-7.

Войти или Создать
* Забыли пароль?