Цель исследования – выявление возможностей и целесообразности использования якутских национальных игр в учебно-тренировочном процессе игроков, занимающихся настольным теннисом. Методика и организация исследований. В процессе исследования был проведен опрос тренеров республики Саха (Якутия) из разных улусов, имеющих большой опыт (от 5 до 30 лет) практической работы по подготовке игроков в настольном теннисе. 70% опрашиваемых тренеров имели тренерские категории. Тренерам предлагалось ответить на 14 вопросов, касающихся использования якутских национальных игр во время тренировочных занятий. Результаты исследования. На основе анализа мнений экспертов выявлены наиболее часто используемые тренерами по настольному теннису якутские национальные игры, их специфика и направленность. Установлено, что более 80% тренеров по настольному теннису на начальном этапе подготовки игроков в той или иной мере используют якутские национальные игры. Отмечена необходимость целенаправленной и научно обоснованной методики их использования. Выводы. Выявлено, что использование в тренировочном процессе юных игроков якутских национальных игр позволяет развивать важные для успешной игры в настольный теннис физические качества. Установлено, что научно обоснованных разработок (содержание игр, методик их проведения) в подготовке юных игроков в настольный теннис до настоящего времени не существует.
настольный теннис, якутские национальные игры, физические качества
Введение.
Для выявления мнений экспертов о целесообразности использования якутских национальных игр в учебно-тренировочных занятиях с целью развития физических качеств юных игроков в настольный теннис, на этапе начальной подготовки нами был проведен опрос специалистов в виде анкетирования.
В роли экспертов выступали квалифицированные тренеры республики Саха (Якутия) из разных улусов (50 человек), имеющие большой опыт (от 5 до 30 лет) практической работы по подготовке игроков в настольном теннисе. 70% опрашиваемых тренеров имели тренерские категории. Тренерам предлагалось ответить на 14 вопросов, касающихся использования якутских национальных игр во время тренировочных занятий.
Специалистам было предложено оценить по пятибалльной шкале степень важности развития физических качеств на начальном этапе подготовки игрокам в настольный теннис.
Таблица 1 - Результаты оценивания тренерами степень важности развития физических качеств на начальном этапе подготовки игрокам в настольный теннис
Физические качества |
Показатели шкалы оценивания, баллы* |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Скоростно-силовые способности |
25 |
11 |
9 |
1 |
1 |
Быстроты |
36 |
6 |
6 |
0 |
1 |
Вестибулярная устойчивость |
33 |
5 |
7 |
3 |
0 |
Выносливость |
31 |
8 |
9 |
1 |
1 |
Гибкость |
31 |
6 |
8 |
1 |
2 |
Общей координации и ловкости |
43 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Быстрота двигательной реакции |
41 |
5 |
3 |
1 |
0 |
Ловкость |
42 |
4 |
2 |
1 |
0 |
Примечание - где 5 баллов – это максимальная оценка, а 1 балл – минимальная.
На начальном этапе подготовки игроков в настольный теннис наибольшее внимание тренеры считают необходимо уделять развитию общей координации и ловкости (87,8% опрошенных тренеров), быстроты двигательной реакции (82%), быстроты (73,5), вестибулярную устойчивость ( 68,8%). Мнения тренеров совпадают с данными специальной литературы о том, что в этом возрасте (7-8 лет) имеются благоприятные возможности для развития вышеуказанных физических качеств, которые являются важными для игры в настольный теннис [1,2,3].
Анализ ответов на вопрос об использовании в тренировочном процессе тренерами республики Саха (Якутия) для развития физических качеств якутских национальных игр при подготовке игроков в настольный теннис на начальном этапе подготовки показал, что половина (50%) опрошенных тренеров их используют, 32% опрошенных тренеров не включают якутские игры и 18% затруднились ответить.
По мнению специалистов с помощью якутских национальных игр имеются существенные возможности улучшить физические качества игроков в настольный теннис. Так считают 83% опрошенных тренеров, 2% не видят таких возможностей и 15% затруднились с ответом.
На основе анализа ответов экспертов выявлены широкие возможности использования якутских национальных игр на начальном этапе подготовки юных игроков в настольный теннис показал для развития у них физических качеств (таблица 2). Так, с помощью якутских национальных игр наиболее успешно можно развивать быстроту двигательной реакции (так считают 88% экспертов), ловкость и быстроту (82% и 76% соответственно). Также эксперты высоко оценивают возможности использования якутских национальных игр для развития выносливости, гибкости и скоростно-силовых способностей.
Таблица – 2 Мнение тренеров, отражающее (по пятибалльной шкале) возможности развития специальных физических качеств с помощью якутских национальных игр на начальном этапе подготовки игроков в настольный теннис
Физические качества |
Показатели шкалы оценивания, баллы* |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Скоростно-силовые способности |
25 |
10 |
9 |
4 |
0 |
Быстроты |
38 |
6 |
5 |
1 |
0 |
Вестибулярная устойчивость |
30 |
8 |
10 |
1 |
0 |
Выносливость |
31 |
7 |
10 |
2 |
0 |
Гибкость |
30 |
9 |
8 |
2 |
1 |
Общей координации и ловкости |
37 |
8 |
4 |
1 |
0 |
Быстрота двигательной реакции |
44 |
3 |
3 |
0 |
0 |
Ловкость |
41 |
3 |
6 |
0 |
0 |
Примечание - где 5 баллов – это максимальная оценка, а 1 балл – минимальная.
Проведенный опрос позволил выявить приоритет в выборе конкретных игр якутскими тренерами при проведении тренировочных занятий с юными спортсменами, занимающимися настольным теннисом (рис. 1 ).
Рисунок 1 - Мнение тренеров об использовании якутских национальных игр во время тренировочных занятий настольным теннисом, %
Наиболее часто (23% опрошенных экспертов) тренеры республики во время тренировочных занятий используют якутские национальные прыжки (кылыы, буур, куобах). «Кылыы» (танец журавля) - выполняются одиннадцать безостановочных прыжков с разбега на одной ноге с приземлением на обе ноги. «Буур» (скачущий олень) - выполняются одиннадцать попеременных прыжков с разбега с ноги на ногу с приземлением на обе ноги. «Куобах» (заячий прыжок) - выполняются одиннадцать безостановочных прыжков одновременно, отталкиваясь двумя ногами с места или с разбега с приземлением на обе ноги. Эти игры развивают различные физические качества, такие как сила, быстрота, гибкость, координационные способности и ловкость [4]. Также занятие национальными прыжками способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем. Использование в тренировочном процессе якутских национальных прыжков закаляет характер, положительно сказывается на формирование таких важных качеств для настольного тенниса как уверенность в себе, стойкость, настойчивость и воля к победе. 20,5% опрошенных тренеров используют в тренировочном процессе с юными игроками в настольный теннис хабылык и хаамыска, которые культивируется в республике Саха (Якутия) как вид спорта с 1992 года. Это якутская настольная игра, которая очень хорошо развивает важные для настольного тенниса качества - моторику рук, ловкость, быстроту реакции, координацию, а также способствуют развитию мышления [5]. В результате опроса выявлено, что 13,1% опрошенных тренеров не используют в тренировочном процессе с юными теннисистами якутские национальные игры, хотя ими же было отмечено, что желание применять у них есть. Это объясняется, по всей видимости, недостаточными знаниями тренеров содержания и методики проведения самих игр и возможности их влиянии на уровень физической подготовленности игроков в настольный теннис.
Заключение. Таким образом, проведённый нами опрос тренеров выявил, что использование в тренировочном процессе юных спортсменов якутских национальных игр позволяет развивать важные физические качества, необходимые для успешной игры в настольный теннис. Разработка целенаправленной методики использования якутских национальных игр в подготовке юных игроков в настольный теннис и ее экспериментальное обоснование, по мнению тренеров, позволит более эффективно использовать их в практической деятельности.
Введение.
Для выявления мнений экспертов о целесообразности использования якутских национальных игр в учебно-тренировочных занятиях с целью развития физических качеств юных игроков в настольный теннис, на этапе начальной подготовки нами был проведен опрос специалистов в виде анкетирования.
В роли экспертов выступали квалифицированные тренеры республики Саха (Якутия) из разных улусов (50 человек), имеющие большой опыт (от 5 до 30 лет) практической работы по подготовке игроков в настольном теннисе. 70% опрашиваемых тренеров имели тренерские категории. Тренерам предлагалось ответить на 14 вопросов, касающихся использования якутских национальных игр во время тренировочных занятий.
Специалистам было предложено оценить по пятибалльной шкале степень важности развития физических качеств на начальном этапе подготовки игрокам в настольный теннис.
Таблица 1 - Результаты оценивания тренерами степень важности развития физических качеств на начальном этапе подготовки игрокам в настольный теннис
Физические качества |
Показатели шкалы оценивания, баллы* |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Скоростно-силовые способности |
25 |
11 |
9 |
1 |
1 |
Быстроты |
36 |
6 |
6 |
0 |
1 |
Вестибулярная устойчивость |
33 |
5 |
7 |
3 |
0 |
Выносливость |
31 |
8 |
9 |
1 |
1 |
Гибкость |
31 |
6 |
8 |
1 |
2 |
Общей координации и ловкости |
43 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Быстрота двигательной реакции |
41 |
5 |
3 |
1 |
0 |
Ловкость |
42 |
4 |
2 |
1 |
0 |
Примечание - где 5 баллов – это максимальная оценка, а 1 балл – минимальная.
На начальном этапе подготовки игроков в настольный теннис наибольшее внимание тренеры считают необходимо уделять развитию общей координации и ловкости (87,8% опрошенных тренеров), быстроты двигательной реакции (82%), быстроты (73,5), вестибулярную устойчивость ( 68,8%). Мнения тренеров совпадают с данными специальной литературы о том, что в этом возрасте (7-8 лет) имеются благоприятные возможности для развития вышеуказанных физических качеств, которые являются важными для игры в настольный теннис [1,2,3].
Анализ ответов на вопрос об использовании в тренировочном процессе тренерами республики Саха (Якутия) для развития физических качеств якутских национальных игр при подготовке игроков в настольный теннис на начальном этапе подготовки показал, что половина (50%) опрошенных тренеров их используют, 32% опрошенных тренеров не включают якутские игры и 18% затруднились ответить.
По мнению специалистов с помощью якутских национальных игр имеются существенные возможности улучшить физические качества игроков в настольный теннис. Так считают 83% опрошенных тренеров, 2% не видят таких возможностей и 15% затруднились с ответом.
На основе анализа ответов экспертов выявлены широкие возможности использования якутских национальных игр на начальном этапе подготовки юных игроков в настольный теннис показал для развития у них физических качеств (таблица 2). Так, с помощью якутских национальных игр наиболее успешно можно развивать быстроту двигательной реакции (так считают 88% экспертов), ловкость и быстроту (82% и 76% соответственно). Также эксперты высоко оценивают возможности использования якутских национальных игр для развития выносливости, гибкости и скоростно-силовых способностей.
Таблица – 2 Мнение тренеров, отражающее (по пятибалльной шкале) возможности развития специальных физических качеств с помощью якутских национальных игр на начальном этапе подготовки игроков в настольный теннис
Физические качества |
Показатели шкалы оценивания, баллы* |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Скоростно-силовые способности |
25 |
10 |
9 |
4 |
0 |
Быстроты |
38 |
6 |
5 |
1 |
0 |
Вестибулярная устойчивость |
30 |
8 |
10 |
1 |
0 |
Выносливость |
31 |
7 |
10 |
2 |
0 |
Гибкость |
30 |
9 |
8 |
2 |
1 |
Общей координации и ловкости |
37 |
8 |
4 |
1 |
0 |
Быстрота двигательной реакции |
44 |
3 |
3 |
0 |
0 |
Ловкость |
41 |
3 |
6 |
0 |
0 |
Примечание - где 5 баллов – это максимальная оценка, а 1 балл – минимальная.
Проведенный опрос позволил выявить приоритет в выборе конкретных игр якутскими тренерами при проведении тренировочных занятий с юными спортсменами, занимающимися настольным теннисом (рис. 1 ).
Рисунок 1 - Мнение тренеров об использовании якутских национальных игр во время тренировочных занятий настольным теннисом, %
Наиболее часто (23% опрошенных экспертов) тренеры республики во время тренировочных занятий используют якутские национальные прыжки (кылыы, буур, куобах). «Кылыы» (танец журавля) - выполняются одиннадцать безостановочных прыжков с разбега на одной ноге с приземлением на обе ноги. «Буур» (скачущий олень) - выполняются одиннадцать попеременных прыжков с разбега с ноги на ногу с приземлением на обе ноги. «Куобах» (заячий прыжок) - выполняются одиннадцать безостановочных прыжков одновременно, отталкиваясь двумя ногами с места или с разбега с приземлением на обе ноги. Эти игры развивают различные физические качества, такие как сила, быстрота, гибкость, координационные способности и ловкость [4]. Также занятие национальными прыжками способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем. Использование в тренировочном процессе якутских национальных прыжков закаляет характер, положительно сказывается на формирование таких важных качеств для настольного тенниса как уверенность в себе, стойкость, настойчивость и воля к победе. 20,5% опрошенных тренеров используют в тренировочном процессе с юными игроками в настольный теннис хабылык и хаамыска, которые культивируется в республике Саха (Якутия) как вид спорта с 1992 года. Это якутская настольная игра, которая очень хорошо развивает важные для настольного тенниса качества - моторику рук, ловкость, быстроту реакции, координацию, а также способствуют развитию мышления [5]. В результате опроса выявлено, что 13,1% опрошенных тренеров не используют в тренировочном процессе с юными теннисистами якутские национальные игры, хотя ими же было отмечено, что желание применять у них есть. Это объясняется, по всей видимости, недостаточными знаниями тренеров содержания и методики проведения самих игр и возможности их влиянии на уровень физической подготовленности игроков в настольный теннис.
Заключение. Таким образом, проведённый нами опрос тренеров выявил, что использование в тренировочном процессе юных спортсменов якутских национальных игр позволяет развивать важные физические качества, необходимые для успешной игры в настольный теннис. Разработка целенаправленной методики использования якутских национальных игр в подготовке юных игроков в настольный теннис и ее экспериментальное обоснование, по мнению тренеров, позволит более эффективно использовать их в практической деятельности.
1. Аманбаева З. С. Возрастные особенности морфофункционального развития детей младшего школьного возраста // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2019. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-morfofunktsionalnogo-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 06.04.2025).
2. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики раз-вития. – М.: Тера-Спорт, 2000. – 192 с.
3. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов /В.Н. Платонов. – М,: Спорт., 2022. 656 с.
4. Федоров А.С. Народные игры и забавы Саха. – Изд-во «Бичик», 2018. 95 с.
5. Шамаев Н.К. Сесейное физическое воспитание на национальных традициях: учеб. пособие /Н.К. Шамаев. – Якутск, 2003. – 94 с.