Сепарационные процессы у молодежи: роль семейной коммуникации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – определение взаимосвязи между параметрами психологической сепарации и особенностями семейной эмоциональной коммуникации у молодежи в период вхождения во взрослость. Методы и организация исследования. Использовали метод теоретического анализа, анкетирование с применением опросника психологической сепарации от родителей (PSI) и методики «Семейные эмоциональные коммуникации», а также математико-статистическую обработку данных (корреляционный анализ с помощью коэффициента Спирмена, U-критерий Манна-Уитни). В исследовании приняли участие 70 молодых людей в возрасте 18–25 лет. Результаты исследования и выводы. Установлены статистически значимые связи между уровнями сепарации (эмоциональной, функциональной, аттитюдной и конфликтологической) и коммуникативными паттернами в семье. Отрицательную связь с формированием независимости показывают критика, индуцирование тревоги и сверхвключённость. Также выявлены возрастные различия: у старшей группы респондентов ниже уровень элиминирования эмоций и выше функциональная независимость от отца. Результаты подчёркивают значимость семейной коммуникации в процессе сепарации.

Ключевые слова:
психологическая сепарация, семья, внутрисемейные отношения, семейная коммуникация, вхождение во взрослость
Список литературы

1. Сытько Т. И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2014. 24 с. EDN: https://elibrary.ru/ZPHOZN.

2. Харламенкова Н. Е., Кумыкова Е. В., Рубченко А. Е. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. Москва : Ин-т психологии РАН, 2015. 367 с. ISBN 978-5-9270-0298-6.

3. Коренная А. В., Ральникова И. А. Психологическая сепарация от родителей в юношеском возрасте в контексте ценностных и смысловых ориентаций. DOIhttps://doi.org/10.17759/cpp.2024320106 // Консультативная психология и психотерапия. 2024. Т. 32, № 1. С. 122–138. EDN: https://elibrary.ru/LMAKNV.

4. Hoffman J. A. Psychological separation of late adolescents from their parents DOI:https://doi.org/10.1037/0022-0167.31.2.170 // Journal of Counseling Psychology. 1984. Vol. 31. P. 170–178.

5. Дитюк А. А. Психологическая сепарация как феномен межличностных отношений: к проблеме определения понятия // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология. 2015. № 3. С. 98–102. EDN: https://elibrary.ru/UKWGWT

6. Боуэн М. О процессах дифференциации своего «Я» в родительской семье // Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / ред. К. Бейкер, А. Я. Варга. Москва : Когито-Центр, 2005. С. 81–106.

7. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Санкт-Петербург : Речь, 2001. 144 с. ISBN 5-9268-0046-3.

8. Манукян В. Р. Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18–27 лет DOI: 10.17 759/pse.2022270310 // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 3. С. 129–140. EDN: https://elibrary.ru/CFQYHW

9. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Москва : Гардарики, 2005. 320 с. ISBN 5-8297-0189-8. EDN: https://elibrary.ru/QXLPKJ.

10. Будинайте Г. Л., Варга А. Я. Теоретические основы системной семейной психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 4. URL: https://psyjournal.ru/articles/teoreticheskie-osnovy-sistemnoy-semeynoy-psihoterapii (дата обращения: 31.05.2025).

11. Черников А. В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Независимая фирма «Класс», 2001. 208 с.

12. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург : Питер, 2008. 672 с. ISBN 978-5-91180-838-9. EDN QXSUOX.

13. Росина Н. Л., Козловских О. С. Влияние семейного общения на удовлетворенность браком в ранней взрослости // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 1. С. 104–109. EDN YVHRLM.

14. Epstein N. B., Bishop D. S. Problem-centered systems therapy of the family. DOIhttps://doi.org/10.1111/j.1752-0606.1981.tb01348.x // Handbook of family therapy / Gurman A. S., Kniskern D. P. (eds.). New York : Brunner/Mazel, 1981. P. 444–482.

15. Дзукаева В. П. Кросс-культурное исследование взаимосвязи типа привязанности к родителям и сепарации юношей и девушек от родителей // От истоков к современности. Москва, 2015. С. 105–107. EDN: https://elibrary.ru/UXXZGH.

16. Kins E. Parental psychological control and dysfunctional separation–individuation: A tale of two different dynamics DOIhttps://doi.org/10.1016/j.adolescence.2012.02.017 // Journal of Adolescence. 2012. Vol. 35. P. 1–11.

17. Потапова Ю. В., Маленова А. Ю. Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек с разной степенью финансовой независимости // Вестник Омского университета. Сер. Психология. 2015. № 2. С. 16–23. EDN: https://elibrary.ru/VNVIWJ.

18. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Сепарация взрослеющих детей: свобода для или от? Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2020. 311 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?