аспирант с 01.01.2022 по настоящее время
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 159.922.8 Психология юношеского возраста
ГРНТИ 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология
ОКСО 37.06.01 Психологические науки
ББК 8837 Психология личности
ТБК 8311 Развитие психики
BISAC PSY039000 Developmental / General
Цель исследования – определение взаимосвязи между параметрами психологической сепарации и особенностями семейной эмоциональной коммуникации у молодежи в период вхождения во взрослость. Методы и организация исследования. Использовали метод теоретического анализа, анкетирование с применением опросника психологической сепарации от родителей (PSI) и методики «Семейные эмоциональные коммуникации», а также математико-статистическую обработку данных (корреляционный анализ с помощью коэффициента Спирмена, U-критерий Манна-Уитни). В исследовании приняли участие 70 молодых людей в возрасте 18–25 лет. Результаты исследования и выводы. Установлены статистически значимые связи между уровнями сепарации (эмоциональной, функциональной, аттитюдной и конфликтологической) и коммуникативными паттернами в семье. Отрицательную связь с формированием независимости показывают критика, индуцирование тревоги и сверхвключённость. Также выявлены возрастные различия: у старшей группы респондентов ниже уровень элиминирования эмоций и выше функциональная независимость от отца. Результаты подчёркивают значимость семейной коммуникации в процессе сепарации.
психологическая сепарация, семья, внутрисемейные отношения, семейная коммуникация, вхождение во взрослость
1. Сытько Т. И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2014. 24 с. EDN: https://elibrary.ru/ZPHOZN.
2. Харламенкова Н. Е., Кумыкова Е. В., Рубченко А. Е. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. Москва : Ин-т психологии РАН, 2015. 367 с. ISBN 978-5-9270-0298-6.
3. Коренная А. В., Ральникова И. А. Психологическая сепарация от родителей в юношеском возрасте в контексте ценностных и смысловых ориентаций. DOIhttps://doi.org/10.17759/cpp.2024320106 // Консультативная психология и психотерапия. 2024. Т. 32, № 1. С. 122–138. EDN: https://elibrary.ru/LMAKNV.
4. Hoffman J. A. Psychological separation of late adolescents from their parents DOI:https://doi.org/10.1037/0022-0167.31.2.170 // Journal of Counseling Psychology. 1984. Vol. 31. P. 170–178.
5. Дитюк А. А. Психологическая сепарация как феномен межличностных отношений: к проблеме определения понятия // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология. 2015. № 3. С. 98–102. EDN: https://elibrary.ru/UKWGWT
6. Боуэн М. О процессах дифференциации своего «Я» в родительской семье // Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / ред. К. Бейкер, А. Я. Варга. Москва : Когито-Центр, 2005. С. 81–106.
7. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Санкт-Петербург : Речь, 2001. 144 с. ISBN 5-9268-0046-3.
8. Манукян В. Р. Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18–27 лет DOI: 10.17 759/pse.2022270310 // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 3. С. 129–140. EDN: https://elibrary.ru/CFQYHW
9. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Москва : Гардарики, 2005. 320 с. ISBN 5-8297-0189-8. EDN: https://elibrary.ru/QXLPKJ.
10. Будинайте Г. Л., Варга А. Я. Теоретические основы системной семейной психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 4. URL: https://psyjournal.ru/articles/teoreticheskie-osnovy-sistemnoy-semeynoy-psihoterapii (дата обращения: 31.05.2025).
11. Черников А. В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Независимая фирма «Класс», 2001. 208 с.
12. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург : Питер, 2008. 672 с. ISBN 978-5-91180-838-9. EDN QXSUOX.
13. Росина Н. Л., Козловских О. С. Влияние семейного общения на удовлетворенность браком в ранней взрослости // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 1. С. 104–109. EDN YVHRLM.
14. Epstein N. B., Bishop D. S. Problem-centered systems therapy of the family. DOIhttps://doi.org/10.1111/j.1752-0606.1981.tb01348.x // Handbook of family therapy / Gurman A. S., Kniskern D. P. (eds.). New York : Brunner/Mazel, 1981. P. 444–482.
15. Дзукаева В. П. Кросс-культурное исследование взаимосвязи типа привязанности к родителям и сепарации юношей и девушек от родителей // От истоков к современности. Москва, 2015. С. 105–107. EDN: https://elibrary.ru/UXXZGH.
16. Kins E. Parental psychological control and dysfunctional separation–individuation: A tale of two different dynamics DOIhttps://doi.org/10.1016/j.adolescence.2012.02.017 // Journal of Adolescence. 2012. Vol. 35. P. 1–11.
17. Потапова Ю. В., Маленова А. Ю. Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек с разной степенью финансовой независимости // Вестник Омского университета. Сер. Психология. 2015. № 2. С. 16–23. EDN: https://elibrary.ru/VNVIWJ.
18. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Сепарация взрослеющих детей: свобода для или от? Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2020. 311 с.