The legacy of Yakut traditional wrestling in photographs from the late XIX to early XX century
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of the study is a comprehensive analysis of the equipment used by wrestlers, as well as the grappling techniques in Yakut traditional wrestling from the late 19th to the early 20th century. Research methods and organization include the analysis of primary sources such as ethnographic studies, photographs, and documentary evidence, as well as the organization of material in chronological order to identify the evolution of Yakut wrestling. Some sources are published for the first time. Research results and conclusions indicate that, based on the examined photographs, the following elements can be identified in Yakut wrestling: special natazniki and possibly coverings, grips for the natazniki, leg grips, active grips, and training from childhood. This article may serve as one of the catalysts for the revival of Yakut wrestling.

Keywords:
Yakut wrestling, visual heritage, photographs, Ysyakh
Text
Text (PDF): Read Download

ВВЕДЕНИЕ. Наследие традиционных видов борьбы представляет собой важную составляющую культурного самосознания народов, формируя не только физические навыки, но и социальные, исторические аспекты жизни. Якутская традиционная борьба, имеющая глубокие корни и богатую историю, служит ярким примером такого наследия. В то время как многие родственные виды спорта постепенно эволюционируют или исчезают с течением времени, якутская борьба сохраняет свои уникальные традиции и приемы, которые продолжали развиваться в конце XIX начале XX века.

Данная статья посвящена комплексному анализу экипировки и захватов, используемых борцами в указанный период. Основное внимание уделяется фотографическим материалам того времени, которые предоставляют уникальную возможность увидеть, как традиционная борьба отражает физическую составляющую и культурные идеалы якутского народа. Методы исследования включают анализ этнографических данных, документов и, в частности, ранее не публиковавшихся фотографий, что открывает новые горизонты для изучения темы.

Целью данного исследования является систематизация информации о якутской борьбе и выявление её эволюционных изменений, что может способствовать актуализации знаний о данном виде спорта и даже его возрождению в современном обществе.

Задачи исследования:

  • Изучить этнографические исследования и документы, касающиеся якутской традиционной борьбы, для выявления уникальных характеристик и особенностей этого вида спорта.
  • Провести систематизацию собранных фотографий конца XIX – начала XX века, связанных с якутской борьбой, и выделить ключевые элементы экипировки и техники захвата на основе визуальных данных.
  • Проанализировать изменения форм и методов экипировки борцов, а также трансформацию техник захвата в течение указанного исторического периода, с акцентом на влияние культурных и социальных факторов.
  • Организовать материалы и результаты исследования в виде научной статьи, готовой к публикации в научном журнале, что может способствовать повышению интереса к якутской традиционной борьбе.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. В фондах Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского и Музея археологии и этнографии РАН (Кунсткамера) имеются интересные фотографические материалы, показывающие различные стороны жизни людей Якутской области конца XIX – начала ХХ века.

Среди этих работ можно выделить фотографии официальных корреспондентов Этнографического отдела Русского музея Ивана Васильевича Попова, Акима Поликарповича Курочкина, а также политических ссыльных Николая Алексеевича Виташевского и Владимира Ильича Иохельсона [1].

В ходе данного исследования нами собраны 14 фотографий из коллекций фотографических работ выше указанных авторов, где запечатлены моменты якутской традиционной борьбы (тустуу) конца XIX – начала XX века.

Изучение обстоятельств их биографических данных и архивных документов позволяет сделать вывод о том, что фотографии были выполнены в следующем хронологическом порядке:

1) Н. А. Виташевский – 1896–1897 гг., во время Алданской изыскательной экспедиции;

2) В. И. Иохельсон – в 1897–1902 гг., в рамках Джезуповской Тихоокеанской экспедиции, организованной Американским музеем естественной истории (Нью-Йорк);

3) И. В. Попов и А. П. Курочкин – в начале XX века, официальные корреспонденты Этнографического отдела Русского музея в Якутии [2].

При помощи визуального исследования собранного материала, анализа архивных документов и этнографических источников нами сделана попытка интерпретировать основные моменты ведения схватки, тем самым обосновать результаты работы по реконструкции старинных правил якутской традиционной борьбы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Особый интерес, как наиболее ранние, представляют фотографии из коллекции Николая Алексеевича Виташевского из альбома “Якутский край. 1883–1897”. Данный альбом хранится в фондах Музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (г. Якутск). В этом фотоальбоме имеются 8 фотографий, на которых показаны состязания по борьбе, выполненные предположительно в 1896–1897 гг. во время Алданской изыскательной экспедиции.

Ценность фотографий Н.А. Виташевского заключается в том, что он смог зафиксировать непосредственные моменты состязания, о чем свидетельствуют наличие зрителей вокруг борцов и активные захваты (рис. 1). Предполагается, что состязание проводилось во время праздника Пасхи, о чем говорит надпись внизу одной из фотографий [3].

Рисунок 1 – Копия страницы фотоальбома Н.А. Виташевского “Якутский край 1883-1897”

Как мы знаем, обязательной частью национального праздника Ысыах являются различные состязания, в том числе состязания по традиционной борьбе (тустуу). На рисунке 2 показана борьба во время праздника Ысыах в 1902 году, где борцы стоят в правосторонней стойке, в положении обоюдного захвата правой кистью за заднюю часть шеи, захватив при этом левой кистью правую руку чуть выше локтя. Это техническое действие является базовым во многих видах борьбы, в правилах которых не предусмотрено ношение экипировки, удобной для выполнения различных захватов [4]. Данная фотография выполнена В. И. Иохельсоном 5 мая 1902 года возле села Чурапча Ботурусского улуса.

Рисунок 2 – Борьба во время праздника Ысыах. Ботурусский улус, 1902 год

Следующая известная на данный момент, в хронологическом порядке, фотография (рис. 3), связанная с якутской борьбой, выполненная Иваном Васильевичем Поповым, хранится в фондах Музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (г. Якутск). Также данная фотография, как почтовая открытка в виде горизонтального ромба, находится в собраниях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) (рис. 4).

На фотографии И.В. Попова (рис. 3, 4) изображены якутские борцы начала XX века, стоящие в традиционных натазниках — «сыалыйа». Вероятно, они достигают длины до середины бедра или колена и на фотографии находятся в подвернутом вверх положении. На уровне поясницы виден прошитый участок, предположительно, для веревочного пояса [5].

Рисунок 3 – Якутская борьба. Автор: И.В. Попов

Как видно на рисунке 4, внизу открытки написано: «тусту» — борьба». Слово «тусту» написано с одной буквой «у».

 

Рисунок 4 – Фотоотпечаток. Борьба. Якуты (саха)втор: И.В. Попов. Якутия (Саха). Не позднее 1904. ©МАЭ РАН 2023)

У обоих борцов выше уровня пояса наблюдается практически одинаковое положение. Они стоят в обоюдном захвате. Левая ладонь борца, находящегося на фотографии справа, расположена на середине спины соперника, локтевой сгиб левой руки продет через правую подмышку соперника, голова у левого плеча соперника, правой рукой выполнен захват за нижний внешний край левой штанины «сыалыйа». Туловище слегка наклонено вперед.

Оба борца стоят в захвате пальцами правой руки за нижний внешний край левой штанины традиционных натазников — «сыалыйа» противника. Судя по фотографии, для увеличения прочности шорт их нижний край подвернут наверх. Особенно четко подвертывание «сыалыйа» видно у борца слева [6].

На фотографии видно, что сзади борцов на земле лежат непонятные вещи. Это могут быть либо элементы верхней одежды (что вероятнее всего), либо покрывало, чтобы борец мог подойти к месту схватки неузнанным. В описании борьбы хапсагай, выполненной Гаврилом Десяткиным в брошюре «Сборник руководящих материалов по физкультурной работе на селе» 1945 года издания, написано: «Они до момента схватки не знали, с кем будут бороться. Людей с именитой борьбой привозили скрытно и к месту схватки выводили, накрыв тканью (может, шкурой, написано –«таҥаһынан»)».

Таким образом, данная фотография дает нам возможность увидеть фактические захваты, выполняемые борцами в якутской традиционной борьбе начала ХХ века.

Похожее положение борцов мы можем увидеть на фотографии, сделанной Акимом Поликарповичем Курочкиным (рис. 5). На этом снимке также запечатлен момент борьбы, где оба борца зафиксированы в обоюдном захвате. В фотоработах Акима Поликарповича Курочкина мы обнаружили четыре фотографии постановочного сюжета схватки якутских борцов и один снимок, на котором запечатлены борющиеся дети [7].

Рисунок 5 – Курочкин А.П. Якутская борьба тусту. Якуты. Россия, Якутия (Саха). Не позднее 1909

У находящегося слева борца колени слегка согнуты, туловище наклонено вперед, ступни расставлены широко врозь. Правой рукой произведен захват за нижний край «сыалыйа», кисть левой руки, вероятно, просунута через подмышку соперника и расположена на пояснице соперника с правого бока.

Судя по тому, что борец с правой стороны фотографии упирается левой ладонью в переднюю верхнюю часть правого бедра соперника, сковывая его движения, он, вероятнее всего, находится в защитной позиции. Вышеперечисленные две фотографии (рис. 1, 2, 3) представляют особый интерес в силу присутствия на них захвата за натазники («сыалыйа») соперника.

В описании, сделанном в Якутске с 1769 по 1785 гг., находим следующее: «Якуты любят борьбу. Раздевшись до нага, оставив на себе только штаны, с разбегу соединяются друг с другом.  Предварительно  ударивши  по  бокаборющейся ухватывают за штанины…» [3, с. 8-9]. Следовательно, мы можем утверждать, что в якутской борьбе до начала XX века борцы активно использовали захваты за штанину.

Такой же захват у борцов можно наблюдать в композиции «Ысыах» Британского музея, изготовленной в 1867 году, где фигурки борцов зафиксированы в обоюдном захвате, при котором руки борцов схватились за нижний край штанины (сыалыйа) соперника [5, 6].

На следующей фотографии (рис. 6) показан момент борьбы двух борцов, в котором борец, стоящий справа, захватил борца слева за левую ногу. По данной фотографии мы можем утверждать, что в традиционной якутской борьбе разрешались захваты за ногу. Здесь нужно отметить, что в некоторых традиционных видах борьбы захваты за ногу (ноги) запрещаются.

Рисунок 6 – Курочкин А.П. Якутская борьба тусту. Якуты. Россия, Якутия (Саха). Не позднее 1909

На следующей фотографии (рис. 7) выполнен «обвив» левой ногой за одноименную ногу борца справа, причем коленный сгиб борца слева находится с внешней части бедра борца, находящегося справа, а подъем стопы борца слева зацеплен за внутреннюю часть щиколотки борца справа. По мнению участника Олимпийских игр в Атланте, кандидата педагогических наук Владимира Гаврильевича Торговкина: «В целом, это не стандартное положение в борьбе. Борец, находящийся на фотографии с левой стороны от читателя, выполнил защитное техническое действие, «обвив» левой ногой с внешней стороны. Прием выполнен для сковывания атакующих действий соперника» [8].

 

Рисунок 7 – Курочкин А.П. Якутская борьба тусту. Якуты. Россия, Якутия (Саха). Не позднее 1909

Следовательно, можем отметить, что арсенал технических приемов якутской традиционной борьбы отличался разнообразием как при атакующей, так и при защитной тактике ведения схватки.

На следующей фотографии, сделанной А.П. Курочкиным (рис. 8), изображены четыре пары борющихся мальчиков.

Рисунок 8 – Детские игры (автор: А.П. Курочкин)

Судя по снимку, борьба проходит на берегу реки, в повседневной одежде, головных уборах и обуви, характерных для учащихся школ начала ХХ века. Можно предположить, что борьба входила в учебную программу школ того периода [1, с. 79-84].

ВЫВОДЫ. В результате анализа фотографического наследия якутской борьбы указанного периода можно сделать несколько значимых выводов.

Судя по исследованным материалам, в якутской борьбе начала XX века можно выделить несколько ключевых элементов, среди которых:

  • Использование специальной экипировки – натазников и, возможно, покрывал;
  • Техника захватов за натазники;
  • Техника захватов за ноги;
  • Особенности активного захвата;
  • Традиция занятий борьбой с раннего возраста.

Существует высокая вероятность того, что якутская борьба, в которой участники были одеты в натазники, преимущественно проводилась во время праздников Ысыах. Это указывает на культурное значение борьбы как важного элемента общественных и ритуальных мероприятий.

Кроме того, борьба в начале XX века, вероятно, являлась важным аспектом физического воспитания подрастающего поколения, где учебные схватки могли проходить в повседневной одежде и, возможно, в любое время года. Условия, при которых проводились схватки в натазниках, варьировались от тактических поединков без захватов до технически сложных схваток с использованием данной экипировки.

Данная статья может послужить одним из катализаторов для возрождения, вероятно, забытой якутской борьбы, практиковавшейся до начала XX века, и способствовать её восстановлению и популяризации в современном обществе.

References

1. Romanova E. N. (2011), “The photographic world of Akim Kurochkin (late XIX - early XX century)”, Visual heritage of the peoples of Yakutia, photographic world of A. P. Kurochkin (late XIX - early XX century), catalog, Yakutsk, pp. 4–9.

2. Yakovlev Ya. I. (2023), “Study of ethnographic descriptions of Yakut wrestling by different authors in the period from the middle of the 18th century to the end of the 19th century”, Scientific Notes of Lesgaft University, № 2 (216), pp. 523–528.

3. Zakharov A. A., Yakovlev Y. I. (2023), “Revival of the canons of Yakut traditional competitions at the Ysyakh holiday”, Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. Series: Economics. Sociology. Cultural Studies, № 3 (31), pp. 43–50, DOIhttps://doi.org/10.25587/SVFU.2023.81.54.005.

4. Stepanova L. B. (2008), “Author's art and ethnographic photography of the Yakutsk region in the late XIX - early XX century (from the funds of the Yaroslavsky YaGOMiKNS)”, Izvestiya Rossiiskogo gosudagogicheskogo universitet n. A. I. Herzen, № 85, pp. 125–128.

5. Yakovlev Ya. I. I. (2023), “Study of ethnographic descriptions of the Yakut wrestling of different authors in the period from the middle of the 18th century to the end of the 19th century”, Scientific notes of the P.F. Lesgaft University, № 2 (216), pp. 523–528, DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p523-528.

Login or Create
* Forgot password?