Ритм и темп в совершенствовании передвижений баскетболистов на этапах годичного цикла подготовки
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – разработка тренировочных программ по технике передвижений в баскетболе на основе включения упражнений на ритм и темп, как приемов формирования качественного двигательного действия во времени и пространстве. Методы и организация исследования. Проведен анализ литературных источников с акцентом на вопросы, касающиеся чувства ритма, как компонентов координационной подготовки баскетболистов старше 14 лет и различных амплуа. Результаты исследования и выводы. Установлено, что недостаточное развитое чувство ритма по координации действий и их интенсивности приводит к неэффективности подготовки спортсменов различных амплуа и повышенному риску травматизма. Особое внимание ритму и темпу следует уделять в возрастной период от 14 лет, как наиболее благоприятный для развития координации и функционального созревания опорно-двигательного аппарата. Разработана четырехэтапная методика тренировки, направленная на развитие координационных способностей через упражнения различного ритма и темпа.

Ключевые слова:
спортивные игры, баскетбол, спортивная подготовка, ритм, темп, этапы годичного цикла
Список литературы

1. Макеева В. С., Жао Ф. С. О профилактике травматизма юных баскетболисток на основе ритмовой организации передвижений. DOIhttps://doi.org/10.28942/ssj.v3i4.398 // Научный вестник Академии физической культуры и спорта. 2021. Т. 3, № 4. С. 79–83. EDN: https://elibrary.ru/DRYLZN.

2. Макеева В. С., Широкова Е. А., Ма К. О профилактике травматизма и характере восстановления баскетболистов различной квалификации // Экстремальная деятельность человека. 2021. № 2 (60). С. 52–55. EDN: https://elibrary.ru/PEKLVA.

3. Гласэк Б. Формирование чувства ритма как важной части подготовки спортивного специалиста с раннего возраста // Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2019. С. 168–177. EDN: https://elibrary.ru/FLQTZM.

4. Гончаров В. И., Мухачев Е. А., Мухачева М. А. Влияние звуковых помех на надежность воспроизведения двигательного навыка // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 8 (162). С. 226–229. EDN: https://elibrary.ru/XZTPUT.

5. Гончаров В. И., Власенко Т. Н., Маньшин Б. Г. О понятиях "ритм", "темп", "частота движений", "чувство ритма"// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 122–126. EDN: https://elibrary.ru/TUHTEG.

6. Жао Фань, Макеева В. С. Формирование ритма и темпа двигательных действий на основе оценки точности ощущения и запоминания расстояний // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта 2023. Т. 18, № 4. С. 32–35. EDN: https://elibrary.ru/UDFDMX.

7. Особенности формирования двигательных задач спортсменами в условиях высокой вариативности действий / В. В. Козин, Ф. В. Салугин, А. В. Салугин [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 4 (194). С. 190–196. EDN: https://elibrary.ru/OGMAGU.

8. Информативные показатели двигательной подготовленности юных хоккеистов / В. Г. Медведев, Е. М. Медведева, А. П. Давыдов, К. С. Напалков // Теория и практика физической культуры. 2023. № 1. С. 8–10. EDN: https://elibrary.ru/QTPURP.

9. Шайкина О. Е. Формирование функциональных опор технико-тактических действий на этапе спортивной специализации баскетболисток 14-15 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 6 (208). С. 410–415. EDN: https://elibrary.ru/MGOVZY.

10. Бакшеева М. К., Минка И. Н. Танцы как современное направление фитнес-технологии // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. Комсомольск-на-Амуре, 2019. С. 4–9. EDN: https://elibrary.ru/DGWQDG.

11. Мишутин Е. Д., Барчукова Г. В. Организационно-методические условия совершенствования специальных координационных способностей игроков в настольный теннис // Особенности системы подготовки в индивидуально-игровых видах спорта на современном этапе: текущее состояние, проблемы, перспективы. Москва, 2022. С. 110–115. EDN: https://elibrary.ru/TTJMHG.

12. Тер-Аванесян A. A. Педагогические основы физического воспитания. Москва : Физкультура и спорт, 1978. 206 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?