Россия
сотрудник с 01.01.2014 по настоящее время
Россия
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
Цель исследования – выявление личностных качеств эффективного наставника в современном образовательном процессе вуза в представлении студентов. Методы и организация исследования. Выборку исследования составили 208 студентов бакалавриата (1-4 курсы) и магистратуры (1-2 курсы) в возрасте от 17 до 36 лет. Психодиагностическая батарея: авторская анкета в Яндекс-форме, направленная на исследование представлений о роли наставника. Результаты исследования и выводы. Студенты в большей степени концентрируются на инструментальных аспектах наставника, а не процессуальных характеристиках. На восприятие студентами образа наставника влияют культурные и институциональные нормы, принятые в образовательной среде.
наставничество, образовательный процесс, характеристики личности
1. Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Президиумом РАО 29.06.2023) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=831223#KSzb6fU8d46DFntN (дата обращения: 10.03.2025).
2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург : [б. и.], 2000. 937 с.
3. Синягина Н. Ю., Райфшнайдер Т. Ю. Наставничество в системе образования России. Москва : Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.
4. Komosa-Hawkins K. Best Practices in School-Based Mentoring Programs for Adolescents. DOI:https://doi.org/10.1080/0145935X.2009.524477 // Child & Youth Services. 2010. № 31 (3–4). P. 121–137.
5. Earnshaw D., Harrison N. An exploration of a mentoring programme for at-risk adolescents in the West Midlands, UK. DOI:https://doi.org/10.1080/13611267.2024.2396468// Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2024. № 32 (5). P. 618–632. EDN: https://elibrary.ru/ZKZOZR.
6. Карташова А. А., Камалиев Б. И. Модель компетенций наставника на предприятии как основа построения корпоративной системы наставничества. DOIhttps://doi.org/10.21603/2500-3372-2018-4-80-85 // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 4. С. 80–85. EDN YVEYEH.
7. Badia A., Clarke A. The practicum-mentor identity in the teacher education context. DOI:https://doi.org/10.1080/10476210.2021.1920910 // Teaching Education. 2021. № 33 (4). P. 355–371. EDN: https://elibrary.ru/NMTTXG.
8. Hanham J. Indigenous mentor’s understandings of being a mentor in higher education: insights from a Canadian university. DOI:https://doi.org/10.1080/13611267.2024.239647 // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2024. № 33 (1). P. 5–27.
9. Ploj Virtič M., Du Plessis A., Šorgo, A. In the search for the ideal mentor by applying the ‘Mentoring for effective teaching practice instrument. DOI:https://doi.org/10.1080/02619768.2021.1957828 // European Journal of Teacher Education. 2021. № 46 (4). P. 688–706.
10. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Иванова С. В. Этика наставника. DOIhttps://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-6-7-19 // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 7–19. EDN TYQLNQ.
11. Du F., Wang Q. New teachers’ perspectives of informal mentoring: quality of mentoring and contributors. DOI:https://doi.org/10.1080/13611267.2017.1364841 // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2017. № 25 (3). P. 309–328.
12. Tveitnes M. S., Hvalby M. Mentoring Novice Teachers in a Norwegian Context of Inclusive Education. DOIhttps://doi.org/10.1080/13540602.2023.2225442 // Teachers and Teaching. 2023. № 30 (1). P. 71–84. EDN: https://elibrary.ru/HFJGXN.
13. Базарнова Н. Д., Игнатьева Е. В., Лабазова А. В. Трансформация профессионально-личностных качеств наставника в истории отечественной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 29–32. EDN ZIHZI.
14. Finding the joy: effective mentoring in Teacher Education / Glover A., Jones M., Thomas A., Worrall L. DOI:https://doi.org/10.1080/13611267.2024.2360605 // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2024. № 32(4). PP. 377–394. EDN: https://elibrary.ru/JZCMST.
15. Hattie J. Visible learning: A synthesis of over 800 meta-analyses related to achievement. London : Routledge, Abingdon, 2008. 392 p. DOIhttps://doi.org/10.4324/9780203887332. ISBN 978-0-203-88733-2. EDN: https://elibrary.ru/UPVFXF.
16. Zachary L. J. The Mentor's Guide, Second Edition: Facilitating Effective Learning Relationships. 2nd Edition. London : Jossey-Bass, 2016. 288 p.
17. Clutterbuck D. What's happening in coaching and mentoring? And what is the difference between them? DOI:https://doi.org/10.1108/14777280810886364 // Development and Learning in Organizations. 2008. Vol. 22, № 4. P. 8–10.
18. Schön D. A. The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. New York : Basic Books, 1983. 145 p.




