сотрудник
Россия
ГРНТИ 14.29 Специальные (коррекционные) школы. Дефектология
Цель исследования – разработка, внедрение и научное обоснование экспериментальной методики абилитации с использованием адаптивного плавания для комплексного развития детей с РАС. Методы и организация исследования. Применяли теоретический анализ литературы, обобщение опыта педагогов-практиков, многолетние наблюдения, опросы. Эксперимент проводили на базе физкультурно-оздоровительных организаций Москвы. Результаты исследования и выводы. Персонализированная и поэтапная методика способствовала развитию двигательных и сенсомоторных навыков, когнитивных и коммуникативных функций, формированию жизненных навыков и улучшению психоэмоционального состояния. Зафиксированы значимые улучшения в развитии у большинства участников. Доказано, что методы адаптивного плавания обеспечивают всестороннее развитие детей с РАС, положительно влияя на моторику, коммуникацию, социализацию и здоровье, и могут быть рекомендованы для массового применения в программах абилитации.
абилитация, водная среда, плавание, дети с расстройством аутистического спектра
1. Почекунина О. О., Симагина А. А. Марьин И. С. Трудности обучения подростков 14–18 лет с ментальными нарушениями как ориентиры для проектирования программы учебно-тренировочных занятий специальным хоккеем // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023. Т. 18, № 3. С. 64–73. EDN: https://elibrary.ru/BTJIJU.
2. Плаксунова Э. В. Влияние занятий Ⅰ по программе адаптивного физического воспитания «моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2009. Т. 7, № 4. С. 67–72. EDN: https://elibrary.ru/IDUUUA.
3. Распопова Е. А., Попович Н. В., Сирюткина Д. Г. Адаптивное плавание как средство социализации детей-инвалидов с ментальными нарушениями // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2017. № 3 (27). С. 65–69. EDN: https://elibrary.ru/WRJNRR.
4. Федорова Н. И. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с аутизмом на занятиях адаптивной физической культурой в семье. DOIhttps://doi.org/10.24411/2305-8404-2020-10911 // Известия Тульского гос. ун-та. Физическая культура. Спорт. 2020. № 9. С. 79–85. EDN: https://elibrary.ru/QGDUVG.
5. Motor coordination in autism spectrum disorders: a synthesis and meta-analysis / K. A. Fournier, C. J. Hass, S. K. Naik, N. Lodha, J. H. Cauraugh. DOIhttps://doi.org/10.1007/s10803-010-0981-3 // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2010. Vol. 40, № 10. P. 1227–1240. EDN: https://elibrary.ru/HEPOBT.