Критерии и параметры формирования российской гражданской идентичности в пространстве уклада школьной жизни
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – определение и обоснование критериев и параметров формирования российской гражданской идентичности в пространстве уклада школьной жизни. Методы и организация исследования. Проведен теоретико-методологический анализ, направленный на определение терминологического аппарата, выявление имеющихся подходов и концепций, касающихся критериев и показателей формирования российской гражданской идентичности в условиях школьного пространства. Результаты исследования и выводы. Исследование показало, что критериями формирования российской гражданской идентичности школьников являются элементы функциональной структуры данного явления: когнитивно-смысловой компонент (освоение и принятие школьниками традиционных российских гражданских ценностей); эмоционально-ценностный компонент (формирование опыта переживаний и положительного отношения к героям-легендам, объектам гражданской памяти и символическим местам малой Родины); деятельностный компонент (приобретение опыта самостоятельной общественной активности на примерах воплощения российских гражданских традиций).

Ключевые слова:
российская гражданская идентичность, гражданская традиция, уклад школьной жизни
Список литературы

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 15.05.2023).

2. Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования. Москва : Институт воспитания РАО, 2023. 38 с.

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 15.05.2023).

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 07.02.2025).

5. Федеральная рабочая программа воспитания. Москва : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования, 2025. 38 с.

6. Патриотическое воспитание человека: от мероприятийности – к контексту живых отношений / Белова С., Бачурина С., Власова Е., Митяшов П., Паратунова О. // Воспитательная работа в школе. 2012. № 6. С. 71–79.

7. Боровская Е. Образ жизни школьника как показатель труда учителя. DOIhttps://doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-163 // Воспитательная работа в школе. 2012. № 8. С. 83–85. EDN: https://elibrary.ru/JPNGMZ.

8. Григорьев Д. В. Детско-взрослая общность в образовании: не потерять смысл. DOIhttps://doi.org/10.22394/2071-2367-2023-18-6-190-212 // Воспитательная работа в школе. 2015. № 5. С. 29–31. EDN: https://elibrary.ru/ECIKGB.

9. Ильин Е. А. Дефиниции понятий «идентичность» и «гражданская идентичность» в качестве комплексного психолого-педагогического концепта // Право. Экономика. Психология. 2024. № 3 (35). С. 80–86. EDN: https://elibrary.ru/BMOURA.

10. Бронфенбреннер У. Два мира – два детства. Дети в США и в СССР. Москва : Прогресс, 1976. 168 с.

11. Бугайчук Т. В. Значения и смыслы гражданской идентичности личности: результаты ассоциативного эксперимента. DOIhttps://doi.org/10.15862/180PVN515 // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 163–170. EDN: https://elibrary.ru/VJKRWP.

12. Бусленко Е. О. Ценности, смыслы и нарративы как компоненты этнополитического процесса формирования общероссийской гражданской идентичности. DOIhttps://doi.org/10.51944/20738536_2023_4_253 // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. Т. 18, № 6. С. 190–212. EDN: https://elibrary.ru/GYWEEG.

13. Сергеева В. П. Формирование гражданской идентичности в системе образования // Проблемы современного образования. 2011. № 4. С. 12–15.

14. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников : монография / под ред. Н. Н. Деменевой, С. К. Тивиковой. Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2014. 230 с. EDN: https://elibrary.ru/ZBVIEF.

15. Кожанов И. В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Том 7, № 5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/180PVN515.pdf (дата обращения: 15.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/VJKRWP.

16. Максимова Л. Ю., Куренкова М. В. К проблеме формирования гражданской идентичности обучающихся в условиях цифровизации образования // Мир образования – образование в мире. 2023. № 4 (92). С. 253–260. EDN: https://elibrary.ru/GYWEEG.

17. Диагностика и мониторинг ученического самоуправления и социализации школьников. Из опыта инновационной деятельности школы № 287 Санкт-Петербурга / Ефимова И. А., Котисова С. В., Кочетова А. А., Титов В. В., Филиппова М. Г. ; под ред. А. А. Кочетовой. Санкт-Петербург : Изд-во «КультИнформПресс», 2017. 105 с. DOIhttps://doi.org/10.17323/978-5-7598-1737-6. ISBN 978-5-7598-1737-6. EDN: https://elibrary.ru/UQERJI.

18. Григорьев Д. В. Как школа формирует у детей российскую идентичность // Народное образование. 2015. № 1 (1444). С. 173–177. EDN: https://elibrary.ru/IONALP.

19. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. Москва : Педагогика, 1989. 226 с.

20. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва : Просвещение, 2011. 223 с. ISBN 978-5-09-025672-8.

21. Школьный климат: концепция и инструмент измерения / Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, Д. К. Ходоренко, К. А. Тенишева. Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 103 с. ISBN 978-5-7598-1737-6. EDN: https://elibrary.ru/UQERJI.

22. Шакурова М. В. Определение критериев оценки социокультурного пространства в социальных практиках // Социальная педагогика. 2019. № 3. С. 68–72. EDN: https://elibrary.ru/HVXXDW.

Войти или Создать
* Забыли пароль?