сотрудник
ГРНТИ 77.01 Общие вопросы физической культуры и спорта
Цель исследования – выявление и анализ универсальных ценностей физической культуры и спорта, их роли в развитии и популяризации физкультурно-спортивной деятельности, как в нашей стране, так и в мире в целом, в также их значения в процессе реализации образовательного процесса высшего и среднего профессионального образования. Методы исследования: теоретические (анализ литературных и документальных источников) и эмпирические (систематизация, сравнение и сопоставление). Результаты исследования и выводы. К универсальным ценностям физической культуры и спорта относятся: традиции, любовь, здоровье, равенство, свобода выбора, взаимопонимание, дружба, поддержка, забота, честность, доброта, сострадание, справедливость, стремление к самосовершенствованию, самореализация, знания, наука, мир, сотрудничество, уважение и др. Универсальные ценности физической культуры и спорта, а также факторы, способствующие их формированию, имеют важное значение в рамках реализации историко-спортивных дисциплин уровня бакалавриата и магистратуры, легли в основу разработанного коллективом кафедры Истории цивилизации, физической культуры, спорта и олимпийского образования «РУС «ГЦОЛИФК» и активом Региональной общественной организации «Центральная Олимпийская академия» учебного модуля «Универсальные ценности физической культуры и спорта», который станет важной составляющей образовательного процесса в области физической культуры и спорта.
олимпизм, олимпийское движение, спортивное движение, физическая культура и спорт, универсальные ценности, высшее физкультурно-спортивное образование, среднее профессиональное физкультурно-спортивное образование
УДК 796.032
рубрика "ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ"
Мельникова Наталия Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор,
Леонтьева Надежда Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент,
Леонтьева Любовь Сергеевна,
Мельников Дмитрий Владимирович
Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Аннотация.
Цель исследования: выявление и анализ универсальных ценностей физической культуры и спорта, и их роли в развитии и популяризации физкультурно-спортивной деятельности, как в нашей стране, так и в мире в целом, в также их значению в процессе реализации образовательного процесса высшего и среднего профессионального образования.
Методы исследования. Теоретические и эмпирические методы исследования.
Результаты исследования и выводы. К универсальным ценностям физической культуры и спорта относятся: традиции, любовь, здоровье, равенство, свобода выбора, взаимопонимание, дружба, поддержка, забота, честность, доброта, сострадание, справедливость, стремление к самосовершенствованию, самореализация, знания, наука, мир, сотрудничество, уважение и др. Универсальные ценности физической культуры и спорта, а также факторы, способствующие их формированию, имеют важное значение в рамках реализации историко-спортивных дисциплин уровня бакалавриата и магистратуры, а также легли в основу разработанного коллективом кафедры Истории цивилизации, физической культуры, спорта и олимпийского образования «РУС «ГЦОЛИФК» и активом Региональной общественной организации «Центральная Олимпийская академия» учебного модуля «Универсальные ценности физической культуры и спорта», который станет важной составляющей образовательного процесса в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: олимпизм, олимпийское движение, спортивное движение, физическая культура и спорт, универсальные ценности, высшее физкультурно-спортивное образование, среднее профессиональное физкультурно-спортивное образование.
Universal values of physical culture and sports as an important component of the implementation of historical and sports disciplines in the framework of higher and secondary vocational education
Melnikova Natalia Yuryevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Leontyeva Nadezhda Sergeevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Leontyeva Lyubov Sergeevna,
Melnikov Dmitry Vladimirovich
Abstract.
The purpose of the study: to identify and analyze the universal values of physical culture and sports, and their role in the development and popularization of physical culture and sports activities, both in our country and in the world as a whole, as well as their importance in the process of implementing the educational process of higher and secondary vocational education.
Research methods. Theoretical and empirical research methods.
Results of the study and conclusions. The universal values of physical culture and sports include: traditions, love, health, equality, freedom of choice, mutual understanding, friendship, support, care, honesty, kindness, compassion, justice, desire for self-improvement, self-realization, knowledge, science, peace, cooperation, respect, etc. The universal values of physical culture and sports, as well as the factors contributing to their formation, are of great importance in the implementation of historical and sports disciplines at the bachelor's and master's levels, and also formed the basis for the educational module "Universal Values of Physical Culture and Sports" developed by the team of the Department of History of Civilization, Physical Culture, Sports and Olympic Education of the RUS "GCOLIFK" and the active members of the Regional Public Organization "Central Olympic Academy", which will become an important component of the educational process in the field of physical culture and sports.
Keywords: Olympism, Olympic movement, sports movement, physical culture and sports, universal values, higher physical education and sports education, secondary vocational physical education and sports education.
ВВЕДЕНИЕ. Международное спортивное и олимпийское движение на современном этапе столкнулось с проблемами вмешательства политических сил и противостояний на мировой арене, это повлияло на отстранение российских спортсменов от международных соревнований. Отечественный спорт в целом, и высшее и среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, в частности, остаются приверженными идеалам и ценностям физической культуры, спорта и олимпизма, благодаря которым спорт в России остается силой, объединяющей и консолидирующей наш народ [1-4].
В современном мире, как и в нашей стране, существует множество физкультурно-спортивных направлений и движений, не относящихся непосредственно к олимпийскому движению. Однако, следует учитывать, что они в разной степени оказывают влияние на формирование ценностей, являющимися универсальными для всех имеющих отношение к сфере физической культуры и спорта, а также играющими существенную роль, в том числе, в процессе реализации историко-спортивных дисциплин в рамках высшего и среднего профессионального физкультурного образования [1-5].
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовании были применены теоретические (анализ литературных и документальных источников) и эмпирические (систематизация, сравнение и сопоставление) методы исследования. Были выявлены, проанализированы и систематизированы универсальные ценности физической культуры и спорта, а также факторы, влияющие на их формирование.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Универсальные ценности физической культуры и спорта и факторы, влияющие на их формирование, фрагментарно отражены в Хартии этики российского спорта, которая была принята 15 июля
Идеалы и ценности олимпизма определены в Олимпийской хартии. Документ, который первоначально разработан основателем олимпийского движения бароном Пьером де Кубертеном, был принят на I Международном Атлетическом Конгрессе в
Согласно Олимпийской хартии, основными ценностями олимпизма являются - стремление к совершенству и поощрение людей быть лучшими в своем деле; демонстрация уважения различными способами: уважение к себе, правилам, оппонентам, окружающей среде, публике и т.д.; празднование дружбы. При этом ценности олимпизма также являются частью универсальных ценностей физической культуры и спорта, к которым можно отнести: традиции, любовь, здоровье, равенство, свободу выбора, взаимопонимание, дружбу, поддержку, заботу, честность, доброту, сострадание, справедливость, стремление к самосовершенствованию, самореализацию, знания, науку, мир, сотрудничество, уважение и др. [1-7].
Таблица 1 - Идеалы и ценности олимпизма, универсальные ценности физической культуры и спорта и формирующие факторы
|
Идеалы и ценности олимпизма |
Универсальные ценности физической культуры и спорта |
|
|
Стремление к совершенству и поощрение людей быть лучшими в своем деле,
|
|
|
|
Формирующие факторы |
||
|
Стремление к созданию образа жизни, основанного на радости от усилий, образовательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и уважении к международно-признанным правам человека и универсальным основополагающим этическим принципам в рамках Олимпийского движения; Содействие построению мирного и лучшего мира путем воспитания молодежи посредством спорта, которым занимаются без какой-либо дискриминации и в олимпийском духе, требующем взаимопонимания в духе дружбы, солидарности и честной игры; Движение «Фэйр Плэй» как свод этических принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом. |
Наследие соревнований и др. физкультурно-спортивных мероприятий, в том числе, церемониальные аспекты; Создание и деятельность национальных физкультурно-спортивных организаций, роль и наследие деятельности представителей России и мира, выдающиеся отечественные и зарубежные спортсмены и тренеры, и их роль в развитии и популяризации ФКиС и укреплении сотрудничества; Знание и соблюдение правил честного и справедливого состязания; Появление и развитие новых видов спортивного движения - студенческий спорт, паралимпийский, сурдлимпийский спорт и др. - их роль и значение в установлении и укреплении связей между народами мира; Роль спортсменов и физкультурников СССР в деле победы над фашизмом в годы Великой отечественной войны; История и традиции национальных видов физической культуры и спорта регионов России и мира, их роль и значение в укреплении и консолидации народов России и мира. Меры по поддержке неолимпийских и национальных видов спорта; Роль выдающихся ученых в области физической культуры и спорта и смежных науках в развитии ФКиС, в том числе, спорта высших достижений; Создание, развитие и наследие советской и российской школы спорта, а также других ведущих стран мира; Создание и деятельность Олимпийских академий России и мира, их роль в развитии олимпийского образования, пропаганде ФКиС, олимпийских ценностей и идеалов; Новые формы массовых спортивных мероприятий как фактор вовлечения населения к занятиям физической культурой и спортом. Введение в действие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (2014); Национальные проекты и их роль в развитии и популяризации физической культуры и спорта и др. |
|
Например, одним из факторов, формирующих такой вид ценностей как традиции, является история появления и развития национальных видов физической культуры и спорта регионов России, которые играют значительную роль в укреплении и консолидации народов России, меры по поддержке как олимпийских, так и неолимпийских и национальных видов спорта, реализуемые государством в нашей стране, а также еще ряд факторов [1-7].
Любовь к физической культуре и спорту, формируется множеством факторов, в частности, такими как: организация и успешное проведение соревнований и других физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых в городах России и мира, в том числе, церемониальные аспекты; роль и наследие деятельности представителей России и мира в сфере физической культуре и спорта, достижения и деятельность выдающихся отечественных и зарубежных спортсменов, тренеров и др.; появление и развитие новых видов спортивного движения - студенческий спорт, паралимпийский, сурдлимпийский спорт и др.; история и традиции национальных и неолимпийских видов физкультурно-спортивной деятельности в регионах России и мира; создание, развитие и наследие советской и российской школы спорта, а также других ведущих стран мира и т.д. [1-7].
Равенство, честность, справедливость и др. также формируются рядом факторов, в том числе, знание и соблюдение правил честного и справедливого состязания; движение «Фэйр Плэй» - которое включает и воплощает в себе ряд основополагающих ценностей, являющимися не только неотъемлемой частью спорта, но и актуальны в повседневной жизни; антидопинговая деятельность, основной целью которой является защита фундаментального права спортсменов участвовать в соревнованиях, свободных от допинга, и таким образом пропагандировать здоровье, справедливость и равенство для всех спортсменов; а также создание, развитие и наследие советской и российской школы спорта, а также других ведущих стран мира, организация и успешное проведение соревнований и иных физкультурно-спортивных мероприятий, в том числе, церемониальные аспекты и т.д. [1-7].
Структурно-функциональная модель передачи универсальных ценностей физической культуры и спорта представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Структурно-функциональная модель передачи универсальных ценностей физической культуры и спорта
|
Ценности |
Традиции, любовь, здоровье, равенство, свобода выбора, взаимопонимание, дружба, поддержка, забота, честность, доброта, сострадание, справедливость, стремление к самосовершенствованию, самореализация, знания, наука, мир, сотрудничество, уважение и др. |
|
|
Формирующие факторы |
Физкультурно-спортивное наследие; деятельность государственных и общественных физкультурно-спортивных организаций и персон; появление и развитие новых видов физкультурно-спортивного движения; история и традиции национальных видов физической культуры и спорта; создание, развитие и наследие советской и российской школы спорта; национальные проекты и их роль в развитии и популяризации физической культуры и спорта и др. |
|
|
Организации |
Государственные (Министерство спорта РФ, физкультурно-спортивные учебные заведения и др.) |
Общественные (Олимпийский комитет России, Национальные спортивные Федерации, Олимпийские академии и др.) |
|
Документы |
Закон о физической культуре и спорте, стратегии развития физической культуры и спорта, стратегии развития государственных и общественных физкультурно-спортивных организаций, общеобразовательные программы общего, среднего и высшего физкультурно-спортивного образования и др. |
|
|
Мероприятия |
Образовательные, физкультурно-спортивные, научные, культурно-массовые и культурно-воспитательные и др. |
|
Данные структурно-функциональной модели, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что универсальные ценности физической культуры и спорта в нашей стране формируются значительной группой факторов, к которым относятся: физкультурно-спортивное наследие; деятельность государственных и общественных физкультурно-спортивных организаций и персон; появление и развитие новых видов физкультурно-спортивного движения; история и традиции национальных видов физической культуры и спорта; создание, развитие и наследие советской и российской школы спорта; национальные проекты и их роль в развитии и популяризации физической культуры и спорта и др.
Процесс формирования универсальных ценностей физической культуры и спорта осуществляется посредством деятельности государственных и общественных физкультурно-спортивных организаций, в том числе, Министерства спорта РФ, физкультурно-спортивных учебных заведений, Олимпийского комитета России, национальных спортивных федераций, Центральной и региональных олимпийских академий и др., которые, в частности, занимаются организацией и проведением образовательных, физкультурно-спортивных, научных, культурно-массовых и культурно-воспитательных мероприятий различного уровня.
К основным документам, регламентирующим отрасль физической культуры и спорта можно отнести: Закон о физической культуре и спорте, Стратегии развития физической культуры и спорта, Стратегии развития государственных и общественных физкультурно-спортивных организаций, общеобразовательные программы общего, среднего и высшего физкультурно-спортивного образования и др.
Универсальные ценности физической культуры и спорта, а также факторы, способствующие их формированию, имеют важное значение в рамках реализации историко-спортивных дисциплин уровня бакалавриата и магистратуры, таких как История физической культуры и спорта, Олимпийское образование, Генезис международного спортивного и олимпийского движения, Международный студенческий спорт, Международный опыт проведения крупных соревнований, Спортивная дипломатия, РФ в международном спортивном сообществе и др.
Выявленные и систематизированные универсальные ценности физической культуры и спорта, и факторы, способствующие их формированию являются основой разработанного коллективом кафедры Истории цивилизации, физической культуры, спорта и олимпийского образования «РУС «ГЦОЛИФК» и активом Региональной общественной организации «Центральная Олимпийская академия» учебного модуля «Универсальные ценности физической культуры и спорта», целью которого является - обеспечить обучающихся знаниями о ценностях физической культуры и спорта, об олимпизме и его идеалах и принципах, об истории олимпийского движения, Олимпийских играх, которые они смогут использовать в педагогической практике своей будущей специальности. Сформировать определенный уровень знаний, способствующий в ходе дальнейшей работы обучающихся улучшать общественное мнение о ценностях физической культуры и спорта, олимпийских идеалах и принципах, олимпийском движении и Олимпийских играх, и, в конечном счете, реализовывать гуманистические ценности физической культуры и спорта в обществе.
ВЫВОДЫ. Таким образом, кроме ценностей, которые являются основополагающими для олимпийского движения - совершенство, уважение и дружба, к универсальным ценностям физической культуры и спорта относятся: традиции, любовь, здоровье, равенство, свобода выбора, взаимопонимание, поддержка, забота, честность, доброта, сострадание, справедливость, самореализация, знания, наука, мир, сотрудничество, уважение и др.
Универсальные ценности физической культуры и спорта, а также факторы, способствующие их формированию, имеют важное значение в рамках реализации историко-спортивных дисциплин уровня бакалавриата и магистратуры, а также легли в основу разработанного коллективом кафедры Истории цивилизации, физической культуры, спорта и олимпийского образования «РУС «ГЦОЛИФК» и активом Региональной общественной организации «Центральная Олимпийская академия» учебного модуля «Универсальные ценности физической культуры и спорта», который станет важной составляющей образовательного процесса в области физической культуры и спорта.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Новая эра российского спорта: принята Хартия этики российского спорта. URL: https://gtsolifk.ru/news/15.07.2025_novaya_era_rossiyskogo_sporta_prinyata_hartiya_etiki_rossiyskogo_sporta (дата обращения: 06.08.2025)
- Мельникова, Н.Ю., Леонтьева Н.С., Коренева М.В., Мельников В.В., Леонтьева Л.С., Никифорова А.Ю. Научные публикации Кафедры ИЦФКСиОО (2018-2022 гг.): обзор исследований историко-спортивной тематики //Фундаментальные и прикладные гуманитарные исследования в сфере физической культуры, спорта и олимпизма: традиции и инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва. 2023. С. 14-30.
- Манзюк Е.В., Мельникова Н.Ю., Леонтьева Н.С., Коренева М.В. Фундаментальные ценности Олимпийского и Паралимпийского движения в церемониях XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр (2014 г., г. Сочи) //Спорт, человек, здоровье. Материалы XII Международного научного конгресса, посвященного 300-летнему юбилею Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург. 2025. С. 653-655.
- Международный олимпийский комитет. Ценности олимпизма. URL: https://www.olympics.com/ioc/olympic-values (дата обращения: 04.08.2025)
- Мельникова Н.Ю., Леонтьева Н.С., Леонтьева Л.С. Социально-педагогические факторы развития международного олимпийского движения //Олимпизм: истоки, традиции и современность. Сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. 2015. С. 261-264.
- Большая российская энциклопедия. Олимпизм. URL: https://bigenc.ru/c/olimpizm-453a81 (дата обращения: 06.08.2025)
- Большая российская энциклопедия. Ценность. URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/4674699 (дата обращения: 06.08.2025)
REFERENCES
1. "A New Era of Russian Sport: The Charter of Ethics of Russian Sport Adopted", URL: https://gtsolifk.ru/news/15.07.2025_novaya_era_rossiyskogo_sporta_prinyata_hartiya_etiki_rossiyskogo_sporta (Accessed: 06.08.2025)
2. Melnikova, N. Yu., Leontyeva N. S., Koreneva M. V., Melnikov V. V., Leontyeva L. S., Nikiforova A. Yu. (2023), "Scientific publications of the Department of the Institute of Physical Culture, Sports, and Olympism (2018-2022): a review of research on historical and sports topics", Fundamental and applied humanitarian research in the field of physical education, sports, and Olympism: traditions and innovations. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Moscow, pp. 14-30.
3. Manyuk E.V., Melnikova N.Yu., Leontyeva N.S., Koreneva M.V. (2025), "Fundamental Values of the Olympic and Paralympic Movement in the Ceremonies of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games (2014, Sochi)", Sport, Man, Health. Proceedings of the XII International Scientific Congress dedicated to the 300th Anniversary of St. Petersburg State University. St. Petersburg, pp. 653-655.
4. International Olympic Committee. "Values of Olympism", URL: https://www.olympics.com/ioc/olympic-values (accessed: 04.08.2025)
5. Melnikova N.Yu., Leontyeva N.S., Leontyeva L.S. (2015), "Socio-pedagogical factors in the development of the international Olympic movement", Olympism: Origins, Traditions, and Modernity. Collection of scientific articles from the All-Russian in-person and correspondence scientific-practical conference with international participation, pp. 261-264.
6. The Great Russian Encyclopedia. "Olympism", URL: https://bigenc.ru/c/olimpizm-453a81 (date of access: 06.08.2025)
7. The Great Russian Encyclopedia. "Value", URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/4674699 (accessed: 06.08.2025)
Информация об авторах:
Мельникова Наталия Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, Президент Региональной общественной организации «Центральная Олимпийская академия», заведующая кафедрой истории цивилизации, физической культуры, спорта и олимпийского образования, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва, Россия, ya.melnikova64@yandex.ru, SPIN-код: 4464-9040
Леонтьева Надежда Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, член Исполкома, директор образовательных программ Региональной общественной организации «Центральная Олимпийская академия», доцент кафедры истории цивилизации, физической культуры, спорта и олимпийского образования, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва, Россия, nadejda_14071977@mail.ru, orcid.org/0000-0002-2776-4962, SPIN-код: 1594-8632
Леонтьева Любовь Сергеевна, член Исполкома Региональной общественной организации «Центральная Олимпийская академия», старший преподаватель кафедры истории цивилизации, физической культуры, спорта и олимпийского образования, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва, Россия, luba_leontieva@mail.ru, SPIN-код: 9533-9969
Мельников Дмитрий Владимирович, аспирант кафедры истории цивилизации, физической культуры, спорта и олимпийского образования, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва, Россия, ya.melnikova64@yandex.ru, SPIN-код: 3380-1565
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1. Новая эра российского спорта: принята Хартия этики российского спорта. URL: https://gtsolifk.ru/news/15.07.2025_novaya_era_rossiyskogo_sporta_prinyata_hartiya_etiki_rossiyskogo_sporta (дата обращения: 06.08.2025).
2. Научные публикации Кафедры ИЦФКСиОО (2018-2022 гг.): обзор исследований историко-спортивной тематики / Мельникова Н. Ю., Леонтьева Н. С., Коренева М. В., Мельников В. В., Леонтьева Л. С., Никифорова А. Ю. // Фундаментальные и прикладные гуманитарные исследования в сфере физической культуры, спорта и олимпизма: традиции и инновации : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2023. С. 14–30.
3. Фундаментальные ценности Олимпийского и Паралимпийского движения в церемониях XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр (2014 г., г. Сочи) / Манзюк Е. В., Мельникова Н. Ю., Леонтьева Н. С., Коренева М. В. // Спорт, человек, здоровье. Материалы XII Международного научного конгресса, посвященного 300-летнему юбилею Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, 2025. С. 653–655. EDN: https://elibrary.ru/STWPTO.
4. Международный олимпийский комитет. Ценности олимпизма. URL: https://www.olympics.com/ioc/olympic-values (дата обращения: 04.08.2025).
5. Мельникова Н. Ю., Леонтьева Н. С., Леонтьева Л. С. Социально-педагогические факторы развития международного олимпийского движения // Олимпизм: истоки, традиции и современность : сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 261–264. EDN: https://elibrary.ru/VIRYPT.
6. Большая российская энциклопедия. Олимпизм. URL: https://bigenc.ru/c/olimpizm-453a81 (дата обращения: 06.08.2025).
7. Большая российская энциклопедия. Ценность. URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/4674699 (дата обращения: 06.08.2025).






