Цель исследования – определение уровня антиципационной состоятельности будущих учителей физической культуры и выявление влияния на адаптацию к профессиональной деятельности. Методы и организация исследования. Основными методами исследования являются анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Разработанная программа дисциплины была апробирована в образовательном процессе студентов 4 курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Физическая культура. Результаты исследования и выводы. В результате исследования был выявлен уровень сформированности компонентов антиципационной состоятельности у студентов. Полученный результат позволяет сделать заключение о целесообразности включения разработанных тренингов в программу подготовки будущих учителей физической культуры для повышения адаптации к изменениям в реальных условиях.
педагогическое образование, педагогическая психология, антиципационная состоятельность, адаптация к профессиональной деятельности, профессиональная компетентность, моделирование педагогических ситуаций
1. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2. С.20–21. EDN: https://elibrary.ru/KZDQTB.
2. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва : Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. 312 с. EDN: https://elibrary.ru/YQCJKT.
3. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. Москва: Юристъ, 2001. 496 с. ISBN 5-7975-0105-8.
4. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. Москва : Наука, 1980. 280 с. EDN: https://elibrary.ru/TERDUV.
5. Менделевич В. Д. Антиципационная концепция неврозогенеза // Неврозология и психосоматическая медицина. Москва, 2002. С. 45–102. EDN: https://elibrary.ru/WIJOUV.
6. Менделевич В. Д. Тест антиципационной состоятельности и прогностической компетентности-экспериментально-психологической оценки готовности к невротическим расстройствам // Социально-клиническая психиатрия. 2003. № 1. С. 35–40. EDN: https://elibrary.ru/SQJSHR.
7. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. Санкт-Петербург : Речь, 2003. 352 с. ISBN 5-9268-0206-7. EDN: https://elibrary.ru/RSWTMB.
8. Сиразиев М. Р. Антиципационный тренинг как метод прогнозирования межличностных конфликтов в подростковой среде // Психология и Психотехника. 2014. № 5. С. 553–558. EDN: https://elibrary.ru/SEXRXT.
9. Солобутина М. М. Антиципационная состоятельность в структуре профессиональной компетентности // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2009. № 2-3 (17-18). С. 133–137. EDN: https://elibrary.ru/KYMMND.
10. Степанян Л. С. Антиципационная способность тренеров в системе оценки их профессиональной компетентности спортсменами. DOIhttps://doi.org/10.36028/2308-8826-2020-8-3-103-111 // Наука и спорт: современные тенденции. 2020. Т. 8, № 3. С. 103–111. EDN: https://elibrary.ru/BGTHKG.
11. Бурганов Р. Т., Зизикова С. И. Возможности реализации дуального образования в спортивном вузе на примере ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 12 (226). С. 60–66. EDN: https://elibrary.ru/IWHWDP.
12. Зизикова С. И., Матасова И. Л., Шаталина М. А. Тренинг позитивного общения как средство построения конструктивного взаимодействия в юношеском возрасте. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p487-492 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 10 (188). С. 487–492. EDN: https://elibrary.ru/WWSRZA.




