сотрудник
Россия
студент с 01.01.2022 по настоящее время
ГРНТИ 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология
Цель исследования – анализ особенностей развития и адаптации студентов спортивного вуза к условиям смены среды через невербальные проявления характеристик личности (сопоставление их с типологией личности К-Г. Юнга). Методы и организация исследования. Анализ автопортретов и результатов тестирования по методике Кейрси студентов первого курса спортивного вуза являлись базовыми направлениями исследования. Предпринята попытка установить взаимосвязи между параметрами, типами личности и спортивными разрядами студентов, и их характеристиками в динамике (сравнительная статистика автопортретов студенток и девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой). Результаты исследования и выводы. Определены основные компоненты личности студентов, занимающихся эстетическими видами спорта: экстравертированность, приоритетность ощущений как ведущих психических процессов, агрессивность, демонстративность, тревожность и страхи, взаимовлияние перфекционизма и трудоголизма, неразумные отношения с телом и низкий уровень эмоциональности. Проблемными сторонами мотивационно-поведенческих характеристик служат потребность в защитном контроле и безопасности, потеря схемы тела, падение амбициозности и вовлеченности в текущую деятельность, характерные для адаптации в спортивной среде вуза.
педагогическая психология, личностные характеристики, эстетические виды спорта, проективная методика «Автопортрет», методика Кейрси, идентичность, профессиональные деформации, студенты
1. Подгорная Ю. Н., Карлышев В. М., Параскевич О. В. Психологический профиль личности спортсмена по художественной гимнастике // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. № 11. С. 288–294. EDN: https://elibrary.ru/XCIOFH.
2. Маховер К. Проективный рисунок человека / К. Маховер. Москва : Смысл, 2003. 157 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд. Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
4. Вдовина Д. В., Огородова Т. В. Волевая организация и акцентуация сферы личности спортсменов подросткового возраста // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2013. № 26. С. 31–33. EDN: https://elibrary.ru/RPQEUR.
5. Perera H. Does the coach leadership behavior mediate the influence of factors affecting coach leadership behavioral styles on team success? DOIhttps://doi.org/10.13189/saj.2019.070302 // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. 2019. Vol. 7 (3). P. 51–57.
6. Особенности взаимосвязи родительского отношения к занятиям спортом и показателей мотивации и перфекционизма юных спортсменов / Дубовова А. А., Шукшов С. В., Воронович А. П., Иванасова В. И. DOIhttps://doi.org/10.53742/1999-6799/4_2021_106 // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2021. № 4. С. 106–110. EDN: https://elibrary.ru/FNIAHG.
7. Димура И. Н., Косалапова Д. А. Отношение к телу: сравнительный анализ данных опроса студентов спортивного вуза, занимающихся эстетическими видами спорта // XXV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 2023. C. 59–65.
8. Димура И. Н., Бондаренко Д. А. Анализ эмоциональной сферы представительниц эстетических видов спорта // Материалы IV Региональной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Российской академии наук. г. Луганск, 24 мая 2024. Луганск, 2024. С. 21–24.