Хабаровск, Хабаровский край, Россия
ГРНТИ 77.01 Общие вопросы физической культуры и спорта
Цель исследования – совершенствование процесса олимпийского образования на основе использования алгоритма формирования знаний об олимпийском движении у детей старшего дошкольного возраста. Методы и организация исследования. Использованы анализ литературы по выбранной теме; анализ официальных документов; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом и игровой деятельностью старших дошкольников и их родителей с целью проверки эффективности разработанной программы; тестирование; методы математической статистики. Разработанная программа формирования представлений об олимпийском движении у старших дошкольников была апробирована на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка», детский сад № 167 «Родничок» г. Хабаровска в течение 8 месяцев с октября 2023 г. по май 2024 г. Экспериментальная программа строилась на сочетании разных методов и форм занятий с детьми. В ее состав входили: теоретические занятия, посвященные олимпийской тематике; презентации о выдающихся спортсменах; "виртуальный музей", позволяющий познакомиться с историей древних Олимпийских игр; музыкальные занятия, раскрывающие мир музыки и песен, звучавших на домашних Олимпиадах; занятия по рисованию для закрепления знаний о символах Олимпиад, а также показ видеофильмов, демонстрирующих масштабность Олимпийских игр; «Олимпийские уроки» с приглашением студентов ДВГАФК, викторины, физкультурные занятия, театрализованный праздник «Малые Олимпийские игры». Все темы олимпийского блока были распределены по месяцам и включены в тематический план. Результаты исследования и выводы. После проведенного эксперимента получена положительная динамика изменения уровня знаний у старших дошкольников об олимпийском движении. Слабые знания («низкий уровень») показали 5% детей, «средний уровень» был выявлен у 35%, «высокий уровень» – у 60% дошкольников. Полученные результаты позволяют сделать заключение об эффективности применения разработанной программы, что было доказано значительным повышением уровня знаний у детей по предложенным вопросам, а также позволило повысить интерес дошкольников и их родителей к занятиям физической культурой.
старшие дошкольники, олимпийское образование, физическое воспитание дошкольников
1. Кобринский М. Е., Гуслистова И. И. Ценностно-мотивационный аспект олимпийского образования // Мир спорта. 2005. № 3. С. 82–87.
2. Усаков В. И. К Олимпийским вершинам с детства. Москва : Директ-Медиа, 2016. 115 с.
3. Денисова Е. В. Олимпийское образование детей дошкольного возраста. Опубликовано 11.11.2020. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/11/11/olimpiyskoe-obrazovanie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.01.2025).
4. Петренкина Н. Л., Соловьева Т. В. Мониторинг уровня знаний об олимпийском движении и интерес к физической культуре у старших дошкольников // Проблемы и перспективы инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. С. 150–155.
5. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе. Москва : Мозаика-Синтез, 2012. 128 с.
6. Олимпийское образование дошкольников / под ред. С. О. Филипповой, Т. В. Волосниковой. Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. 128 с.