Профилактика девиантного поведения лиц с нарушением интеллекта средствами физической культуры
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – выявить значение физической культуры для социальной адаптации лиц с нарушением интеллекта. Методы и организация исследования. В работе были использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, анкетирование, методы математической статистики. Анкетирование проводилось в коррекционных школах-интернатах VIII вида, а также в высших учебных заведениях города Уфы. В анкетном опросе приняли участие специалисты по адаптивной физической культуре, а также специалисты, работающие с детьми с нарушением интеллекта (педагоги, тренеры, психологи, дефектологи), всего 20 человек. Результаты исследования и выводы. Выявлено, что занятия физической культурой и спортом влияют на формирование личности лиц с нарушением интеллекта, большинство респондентов указали, что комплексное воздействие на когнитивные способности, коммуникативные навыки, волевую и эмоционально-чувственную сферы средствами физической культуры является эффективным путем формирования правильного поведенческого стереотипа, что в свою очередь помогает лицам с нарушением интеллекта адаптироваться в общество. Отмечено, что современные реалии общества требуют поиска новых путей формирования физической культуры личности, что позволит выстроить позитивный поведенческий стереотип, избежать проявления девиантного поведения и определить лицам с нарушением интеллекта правильную жизненную ориентацию.

Ключевые слова:
физическая культура, формирование личности, лица с нарушением интеллекта, социальная адаптация, девиантное поведение
Список литературы

1. Богданович Н. В., Делибалт В. В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях. DOIhttps://doi.org/10.17759/psylaw.2020100201 // Психология и право. 2020. Т. 10, № 2. С. 1–14. EDN: https://elibrary.ru/MVFNOB.

2. Березина О. Н. Роль социального интеллекта в формировании нарушения поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 16, № 40. С. 353–356. EDN: https://elibrary.ru/LCOAUP.

3. Попова Н. В. Творческое развитие индивидуальности подрастающего поколения в условиях детско-юношеской спортивной школы // Форум молодых ученых. 2017. № 1 (5). С. 478–481. EDN: https://elibrary.ru/XXNWIP.

4. Айвазова Е. С., Селиванов О. И., Прядченко В. В. Социализация студентов средствами физической культуры и спорта в процессе физического воспитания в вузе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 166–170. EDN: https://elibrary.ru/YUVRJQ.

5. Попова Н. В. Физическая культура и спорт как средство предупреждения девиантного поведения подростков // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 38. С. 16–21. EDN: https://elibrary.ru/YZLYRV.

6. Миннегалиев М. М. Организация и проведение профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 5 (87). С. 66–71. EDN: https://elibrary.ru/OYMPDV.

7. Кулешов Р. С., Юламанова Г. М., Заболоцкий В. Н. Физическая культура как путь к социализации лиц с нарушением интеллекта // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование. Краснодар, 2024. С. 320–323. EDN: https://elibrary.ru/ABEFZK.

Войти или Создать
* Забыли пароль?