ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
Цель исследования – разработка и обоснование комплексной модели, направленной на развитие цифровых компетенций будущих педагогов с учетом требований обеспечения информационной безопасности в образовательной среде. Методы и организация исследования. Анализ, обобщение и систематизация научных исследований, личный опыт практической деятельности в области формирования цифровых компетенций у будущих педагогов показали, что вопросы информационной безопасности остаются недостаточно затронутыми. Это позволило сделать вывод о целесообразности и необходимости разработки педагогической модели формирования цифровых компетенций у студентов педагогического вуза. Результаты исследования и выводы. Модель интегрирует развитие цифровых компетенций бакалавров с формированием их компетенций в области обеспечения информационной безопасности. Структурно-функциональная модель включает целевой, содержательно-технологический, диагностико-оценочный и результативный блоки. Реализация модели основана на системном, компетентностном и проектном подходах. Предложенная модель позволяет сформировать у бакалавров необходимые знания, умения и навыки для эффективного и безопасного использования цифровых технологий в профессиональной деятельности.
высшее педагогическое образование, цифровая компетентность, информационная безопасность, образовательная среда, модель
1. Жумашева С. С. Цифровая грамотность как одна из ключевых компетенций современного педагога. DOI:https://doi.org/10.24411/2312-8089-2021-10911 // Вестник науки и образования. 2021. № 9-3 (112). С. 73–77. EDN: https://elibrary.ru/YBGKEI.
2. Косенок С. М., Куренкова Т. Н. Цифровая компетентность педагога в условиях формирования цифровой образовательной среды. DOIhttps://doi.org/10.5281/zenodo.4307910 // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 11. С. 25–30. EDN: https://elibrary.ru/ZUDNYJ.
3. Смирнова А. Н., Редченкова Г. Д. Формирование ИКТ-компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 188–193. EDN: https://elibrary.ru/ZSNKKN.
4. Яковлева Е. В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав. DOIhttps://doi.org/10.24412/2304-120X-2021-11021 // Концепт. 2021. № 4. С. 46–57. EDN: https://elibrary.ru/TJTSQB.
5. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 2 (7). URL: http://journal.homocyberus.ru/Vayndorf-Sysoeva_ME_Subocheva_ML_2_2019 (дата обращения: 15.09.2024).
6. Токтарова В. И., Ребко О. В. Развитие цифровых компетенций в контексте цифровизации системы образования: опыт Марийского государственного университета. DOI:https://doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-1-64-71 // Информатика и образование. 2023. № 38 (1). С. 64–71. EDN: https://elibrary.ru/CMSOER.
7. Дякина В. А. Структурная модель информационно-технологической культуры будущего математика - системного программиста // МНКО. 2010. № 6-1. С. 137–140. EDN: https://elibrary.ru/NTPOPD.
8. Патаракин Е. Д., Шилова О. Н. Развитие педагогического дизайна для совместной сетевой деятельности субъектов образования // Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 20–25. EDN: https://elibrary.ru/UBONKV.
9. Бурганова Л. А., Юрьева О. В. Цифровая компетентность университетских преподавателей: теоретико-методологические подходы к исследованию // Вестник экономики, права и социологии. 2022. № 1. C. 124–127. EDN: https://elibrary.ru/TNWZQH.
10. Хоченкова Т. Е. Модель цифровых компетенций педагогов: терминологический и содержательный аспекты. DOI:https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-4-314-325 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18, № 4. С. 314–325. EDN: https://elibrary.ru/XPROCT.
11. Вершкова Е. М., Можаева Г. В. К вопросу о модели цифровых компетенций преподавателя. DOI:https://doi.org/10.17223/23046082/16/1 // Гуманитарная информатика. 2019. № 16. С. 6-12. EDN: https://elibrary.ru/FMGLPB.
12. Рылеева А. С., Стефаник Ю. В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов образовательной организации. DOI:https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-97-99 // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 97-99. EDN: https://elibrary.ru/YFYBFC.