ГРНТИ 77.01 Общие вопросы физической культуры и спорта
В поколении «зумеров» достаточно часто встречается отмеченная многими учёными некоторая склонность к «клиповому» мировосприятию, приводящая к необходимости наличия больших массивов альтернативных контент-ресурсов для потребления – возможности выбора. Цель исследования – изучение альтернативных вариантов нормативной диагностики с учётом самостоятельного выбора студентами нормативов к сдаче, согласно постулатам психолого-педагогического подхода в высшем образовании. Методы и организация исследования. Использованы методы аналитической селекции и синтеза данных литературных источников, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В исследовании участвовали студенты четырёх факультетов в количестве 80 человек. Исследование длилось на протяжении одного учебного года. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования подтверждено гендерное различие в результатах нормативной диагностики по большинству выбираемых нормативов. В наиболее предпочитаемых альтернативных вариантах нормативов, кроме «Пресс 30 с» и «Скакалка 30 с», присутствовал норматив из комплекса ВФСК ГТО «Гибкость». Выявлено, что студенты не заинтересованы в использовании нормативной диагностики для дифференциации социальных и профессиональных навыков жизнедеятельности, заявленных в ФГОС ВО.
высшее образование, образовательные стандарты, физическая подготовленность студентов, физкультурно-спортивная деятельность
1. Бекаури И. В., Чернов Ю. И., Клусов Е. А. К вопросу о выполнении зачетных нормативов по физической подготовке // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: инновации и перспективы развития : материалы межвузовской научно-практической конференции, Москва, 29 июня 2021 года. Москва : Московский Политех, 2021. С. 108–112. EDN: https://elibrary.ru/YNBLIF.
2. Карпов В. Ю. Педагогическое воздействие средств физической культуры и спорта на воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов // Теория и практика физ. культуры. 2004. № 12. С. 49–53.
3. Фролов В. Г., Чернов Ю. И. Значение зачётных нормативов в физической подготовке студентов // Известия МГТУ. 2011. Т. 12, № 2. С. 297–298. EDN: https://elibrary.ru/MYUMKO.
4. Boldov A., Karpov V., Gusev A. Study on the level of physical development and physical fitness in students of university of psychology and education // Economic and Social Development : Book of Proceedings, Moscow, 18–19.10.2018. Moscow, 2018. P. 354–366. EDN: https://elibrary.ru/YKYAFN.
5. Поколение Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения / Г. Р. Асадуллина, А. А. Бесчасная, Л. М. Гайсина [и др.]. Уфа : Башкирский государственный университет, 2021. 228 с. ISBN 978-5-7477-5429-4. DOIhttps://doi.org/10.14258/genz.2021. EDN CLEPWV.
6. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 6. DOIhttps://doi.org/10.15838/tdi.2018.2.42.6. EDN YWRGCO.
7. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в современном мире : материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посв. 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. Том 5 : Личность и группа в условиях социальных изменений / отв. ред. А. Л. Журавлев. Москва : Институт психологии РАН, 2009. С. 110–112.
8. Использование психолого-педагогического подхода в нормативной диагностике физической подготовленности студенческой молодежи / А. С. Болдов, А. В. Гусев, В. И. Шарагин, Г. С. Афонина // Культура физическая и здоровье. 2018. № 4 (68). С. 60–66. EDN: https://elibrary.ru/YUQUEH.
9. Эффективность усвоения дисциплины "Прикладная физическая культура" студентами-психологами в рамках реализации рабочей программы образовательного стандарта 3+ / А. С. Болдов, Г. С. Афонина, А. В. Гусев, Л. Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 2 (144). С. 18–22. EDN: https://elibrary.ru/XXZLIT.
10. Пантюхина Л. Е., Махов А. С. Психолого-педагогическое исследование значимости мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом студентов высших учебных заведений // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14, № 4 (131). С. 151–159. DOIhttps://doi.org/10.17922/2071-5323-2015-14-4-151-159. EDN: https://elibrary.ru/VAXGOP.
11. Карпов В. Ю., Голов В. А. Детско-юношеский спорт в развитии физической культуры учащейся молодежи // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2008. № 3. С. 9–11. EDN: https://elibrary.ru/KXVKZZ.
12. Илькевич К. Б., Кашенков Ю. Б., Илькевич Т. Г. Профилактика гиподинамии средствами физической культуры у студенток на дистанционном обучении // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3 (193). С. 157–164. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p157-164. EDN: https://elibrary.ru/JJOQUM.
13. Куренцов В. А., Николенко В. В. Исследование физической подготовленности как фактора, определяющего готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов ВФСК ГТО VI ступени // Вестник спортивной науки. 2019. № 2. С. 70–74. EDN: https://elibrary.ru/XCISBZ.
14. Подготовка студентов к сдаче норм комплекса ГТО / И. М. Туревский, А. Ю. Фролов, Г. А. Петрушина [и др.] // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6 (69). С. 274–277. EDN: https://elibrary.ru/YIDFIL.