ГРНТИ 77.01 Общие вопросы физической культуры и спорта
Для поддержания интереса молодежи к соревновательной физкультурно-спортивной деятельности необходимо изучать факторы, оказывающие влияние на их выбор спортивно-массовых мероприятий. Цель исследования – оценить функциональное состояние организма юношей, принявших участие в соревновании по правилам музыкальной компьютерной игры «Beat Saber» в виртуальной реальности, с различным эмоциональным откликом на выполнение соревновательных заданий. Методы и организация исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, функциональная диагностика, анкетирование, пульсометрия, математико-статистическая обработка результатов. Исследование проводили на базе студенческой фиджитал-лаборатории Нижневартовского государственного университета с участием юношей, не занимающихся спортом, участвовавших во внутривузовском соревновании VR «Beat Saber». Результаты исследования и выводы. Функциональное состояние организма участников VR-соревнования, чье настроение улучшилось по окончании VR «Beat Saber», отличается высокими показателями уровня адаптации к физической нагрузке, тренированности, энергетического обеспечения. Напряженное функционирование организма, подтвержденное результатами исследования состояния вегетативного баланса на основе показателей сердечного ритма, является фактором, содействующим ухудшению эмоционального состояния соревнующегося в процессе выполнения соревновательных заданий, даже при условии высокой мотивации к участию в состязании. Полученные результаты необходимо учитывать при планировании физкультурно-спортивных мероприятий в вузе.
физкультурно-спортивные мероприятия, фиджитал, функциональное состояние, музыкально-ритмическая игра, Омега-Спорт, физиологическая стоимость нагрузки
1. Голубева Г. Н., Дворкина Н. И., Кравчук Т. А. Анализ фитнес-трендов в России и мире // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2023. № 3 (45). С. 15–19. EDN: https://elibrary.ru/EXUMNK.
2. Концептуализация спортивной культуры: методология и технологии спортизации физического воспитания / Л. И. Лубышева, И. В. Манжелей, А. И. Загревская [и др.]. Москва : Науч.-изд. центр «Теория и практика физ. культуры и спорта», 2023. 216 с. ISBN 978-5-93512-081-8. EDN: https://elibrary.ru/LJRMRO.
3. Фурсов А. В., Синявский Н. И., Елисеева Т. А. Методические особенности реализации активных и интерактивных образовательных технологий в преподавании учебного предмета «Физическая культура». DOIhttps://doi.org/10.47639/0130-5581_2024_3_15-22 // Физ. культура в школе. 2024. № 3. С. 15–22. EDN: https://elibrary.ru/RUOZMS.
4. Алексина А. О., Левченко А. В., Ефимов К. Ю. Использование инновационных технологий в обучении физической культуре и спорту: влияние виртуальной реальности и симуляторов на обучающий процесс. DOIhttps://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11069 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 5. С. 146–159. EDN: https://elibrary.ru/KCODEG.
5. Особенности использования виртуальной реальности в спортивной практике / Леонов С. В., Поликанова И. С., Булаева Н. И., Клименко В. А. DOIhttps://doi.org/10.11621/npj.2020.0102 // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 1, № 1 (37). С. 18–30. EDN: https://elibrary.ru/OULNKH.
6. Пащенко Л. Г., Ниясова Н. С., Кульмаметьева Э. С. Потенциальная готовность студенческой молодежи к участию во внеучебной состязательной физкультурно-спортивной деятельности. DOIhttps://doi.org/10.17223/15617793/471/22 // Вестник Томского гос. ун-та. 2021. № 471. С. 189–196. EDN: https://elibrary.ru/TZQGIC.
7. Галеев А. Р., Пащенко Л. Г. Эмоциональное реагирование и мотивация студентов вуза к выполнению норм ГТО // Теория и практика физической культуры. 2020. № 12. С. 38–40. EDN: https://elibrary.ru/UVGAYA.
8. Ajzen I. The theory of planned behavior: Frequently asked questions. DOIhttps://doi.org/10.1002/hbe2.195 // Human behavior and emerging technologies. 2020. Т. 2, № 4. С. 314–324. EDN: https://elibrary.ru/VGFFXN.
9. Волов В. В., Залевский Г. В. Аналитический метод оценки психоэмоционального состояния. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130308 // Экспериментальная психология. 2020. Том 13, № 3. C. 105–117. EDN: https://elibrary.ru/TWIPDI.
10. Тишутин Н. А., Питкевич Э. С., Крестьянинова Т. Ю. Вегетативный баланс в оценке функционального состояния организма : монография. Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2022. 177 с. ISBN 978-985-517-917-8. EDN: https://elibrary.ru/RRCQAB.
11. Кабачкова А. В. «Самочувствие-активность-настроение» студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. 2015. № 7. С. 29–31. EDN: https://elibrary.ru/UACBFB.
12. Пащенко Л. Г., Волков Л. А., Чуенко О. А. Психоэмоциональное и физическое состояние участников спортивно-массового мероприятия по лыжным гонкам // Теория и практика физической культуры. 2023. № 9. С. 61–63. EDN: https://elibrary.ru/GSWBMY