ГРНТИ 15.21 Общая психология
Цель исследования – изучение особенностей и взаимосвязи эмоционального интеллекта, перфекционизма и стрессоустойчивости у студентов и курсантов. Методы и организация исследования. Методы: описательные статистики, корреляционный анализа Пирсона. Методики: многомерная шкала перфекционизма Хьюитта – Флетта (в адаптации И. И. Грачева), «Эмоциональный интеллект» Д. В. Люсина, Методика для определения вероятности развития стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору). Первая гипотеза: перфекционизм взаимосвязан с показателями эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости как у студентов, так и у курсантов. Вторая гипотеза: структура связей эмоционального интеллекта, перфекционизма и стрессоустойчивости у студентов и курсантов различается. Выборку исследования составили студенты ПГУПС и курсанты Военного института физической культуры в возрасте 18-23 лет. Результаты исследования и выводы. Высокие стандарты и требовательность к себе связаны с большей стрессоустойчивостью, с более высокими показателями эмоционального интеллекта у студентов и курсантов. У студентов высокие требования к себе связаны с внутриличностным эмоциональным интеллектом, а у курсантов – с межличностным эмоциональным интеллектом. Высокие требования, предъявляемые другим, повышают вероятность развития стресса у курсантов и связаны с худшими показателями эмоционального интеллекта у студентов. Полученные результаты подтвердили гипотезы исследования.
психология личности, эмоциональный интеллект, эмоции, перфекционизм, стресс, студенты, курсанты
1. Берилова Е. И. Эмоциональный интеллект как фактор стрессоустойчивости у спортсменов разного пола // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Краснодар, 2015. С. 144–145. EDN: https://elibrary.ru/VHNBOX.
2. Фролова С. В., Елькина И. Ю. Особенности эмоционального интеллекта и копинг-стратегий у студентов медицинских специальностей. DOIhttps://doi.org/10.34670/AR.2021.93.34.016 // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 5-1. С. 145–154. EDN: https://elibrary.ru/TAIWEE.
3. Кузьменко И. В. Связь между уровнем эмоционального интеллекта и стрессоустойчивостью у студентов факультета физической культуры // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летия факультета физической культуры, Шуя, 26 апреля 2024 года. Шуя : Ивановский государственный университет, 2024. С. 200–202. EDN: https://elibrary.ru/MBVMYU.
4. Казначеева Н. Б., Синельникова Е. С. Эмоциональный интеллект и ценностные ориентации как психологические факторы удовлетворенности жизнью у студентов. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p467-470 // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 6. С. 467–470. EDN: https://elibrary.ru/DEMIOO.
5. Взаимосвязь общего и эмоционального интеллектов с показателями психологического благополучия студентов / Л. И. Ларионова, В. Г. Петров [и др.]. DOIhttps://doi.org/10.34670/AR.2020.73.68.003 // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9, № 2-1. С. 23–33. EDN: https://elibrary.ru/YIJJFX.
6. Сунцова Я. С. Субъективная оценка благополучия студентами с разным у ровнем эмоционального интеллекта // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 12-5 (82). С. 410–413. EDN: https://elibrary.ru/WXNJEZ.
7. Пашкевич А. А., Ларских М. В. Влияние типа перфекционизма на учебную деятельность студентов // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2022. № 1 (33). С. 53–56. EDN: https://elibrary.ru/DSWILH.
8. Мусанова А. Т. Взаимосвязь уровня перфекционизма и самоотношения у студентов // Новая наука в новом мире : сб. статей. Петрозаводcк : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. С. 82–86. EDN: https://elibrary.ru/CUZOEU.
9. Душкин А. С., Гончарова Н. А. Преимущества и риски перфекционизма курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России. DOIhttps://doi.org/10.35750/2713-0622-2023-4-403-412 // Российский девиантологический журнал. 2023. № 3 (4). С. 403–412. EDN: https://elibrary.ru/SPJADK.
10. Первитская А. М., Петрова Т. Д. Стрессоустойчивость и удовлетворённость жизнью студентов с разной степенью перфекционизма // Современное инженерное образование: вызовы и перспективы : материалы II Национальной научно-практической конференции, Магнитогорск, 07–08 февраля 2023 года. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. С. 349–355. EDN: https://elibrary.ru/WNZRBS.