Психологические особенности отношения матери к ребенку с умственной отсталостью
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – выявить характерные особенности отношения матери к ребенку с умственной отсталостью в сравнении с матерью ребенка с нормальным психическим развитием. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа и обобщения литературных источников, опрос, анкетирование и беседа, методы математической статистики. Исследование проводили на протяжении двух лет с участием 120 матерей. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлены статистически достоверные различия по эмоционально-оценочным, когнитивным и поведенческим параметрам отношения матери к ребенку с умственной отсталостью и матери к ребенку с нормальным психическим развитием. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что матери детей с умственной отсталостью, с одной стороны, подавляют волевые и эмоциональные проявления ребенка, в частности, агрессивность. С другой стороны, стараются ускорить процесс взросления ребенка, развивая его активность. Возникают сложности в проявлении сопереживания и эмоциональной поддержки ребенку с умственной отсталостью, преобладает негативный эмоциональный фон и неуверенность в решении проблем в воспитании ребенка. В отличие матери ребенка с нормальным психическим развитием они стремятся обезопасить и защитить ребенка, проявляют телесный контакт и эмпатию, центрируются на ребенке, в то же время вторгаются в его личное пространство. В статье обозначены перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова:
педагогическая психология, дети с умственной отсталостью, амбивалентное отношение, эмпатия
Список литературы

1. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В. В.Ткачева, Е. Ф.Архипова, Г. А. Бутко [и др.] ; под ред. В. В. Ткачевой. Москва : Издательский центр «Академия», 2014. 272 с. (Сер. Бакалавриат). ISBN 978-5-4468-0227-2.

2. Куканов А. А. Доминирующие личностные ценности у матерей детей с ЗПР // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. 2016. № 2. С. 20–25. EDN: https://elibrary.ru/WKYHBP.

3. Фомина Ю. И. Жизненные ориентации матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. T. 10, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN422.pdf (дата обращения: 15.12.2024). EDN: https://elibrary.ru/BDDHNY.

4. Merrick J., Kandel I., Morad M. Trends in autism. DOIhttps://doi.org/10.1515/IJAMH.2004.16.1.75 // International journal of adolescent medicine and health. 2004. № 16. Р. 75–78.

5. Киселева Т. Г., Рогунова Ю. В. Психологические особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN222.pdf (дата обращения: 15.12.2024). EDN: https://elibrary.ru/ZWCZRJ.

6. Matoso L., Baião R., Baptista J. Beliefs about sensitive parenting among mothers of children with disabilities. DOI:https://doi.org/10.1177/1744629520961939 // The Journal of Intellectual Disabilities. 2022. V. 26, № 1. Р. 281–290. EDN: https://elibrary.ru/ROVHLM.

7. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей инвалидов / Кочерова О. Ю., Филькина О. М., Долотова Н. В. [и др.]. DOI:https://doi.org/10.15690/vramn.v69i5-6.1051 // Вестник Российской академии медицинских наук. 2014. № 5-6. С. 98–101. EDN: https://elibrary.ru/SHNUXD.

8. Особенности переживания чувства вины родителями детей с ограниченными возможностями здоровья / Седова Е.О., Гарданова Ж.Р., Токмакова Е.С. [и др.]. DOI:https://doi.org/10.33029/1816-2134-2021-17-3-94-102 // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2021. № 3. С. 94–103. EDN: https://elibrary.ru/FJRYFG.

9. Будаева М. Б. К вопросу о психологических особенностях родителей ребенка с отклонениями в развитии // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия : Психология. 2013. Т. 2, № 1. С. 24–34. EDN: https://elibrary.ru/QCPSAD.

Войти или Создать
* Забыли пароль?