ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
Цель исследования – изучение наличия компьютерной зависимости у младших школьников с целью выявления направлений психолого-педагогической работы с семьей по профилактике аддиктивного поведения. Методы и организация исследования. Использованы метод обобщения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме, а также диагностика наличия аддиктивного поведения при помощи методики О. Л. Кутуевой. В исследовании принимали участие учащиеся СОШ № 116 г. Челябинска в возрасте 9-10 лет. Результаты исследования и выводы. По результатам диагностики в группе риска по возникновению аддикции находится достаточно большое количество детей младшего школьного возраста. В связи с этим предложен ряд мер психолого-педагогической профилактики с включением в данный процесс семьи.
аддиктивное поведение, компьютерная зависимость, психолого-педагогическая работа, семья, младшие школьники
1. Силантьева Т. Г. Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и последствия // Pedsovet.su. 2015. URL: http://pedsovet.su/problem/5803_komputernaya_zavisimost (дата обращения: 06.10.2020).
2. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск : Олсиб, 2001. 251 с. ISBN 5-901048-06-7. EDN: https://elibrary.ru/WEQAYD.
3. Харченко М. А., Эвоян К. Н. Работа с родителями как средство профилактики интернет - зависимости младших школьников // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2023. URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018034925">https://scienceforum.ru/2023/article/2018034925 (дата обращения: 03.10.2024).
4. Булуева Ш. И., Гумашвили И. Р., Абдуллаева Н. А. Роль педагогов и родителей в профилактике компьютерной зависимости у школьников. DOIhttps://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-697-350-353 // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6 (97). С. 350–352. EDN: https://elibrary.ru/VIDMNV.
5. Николаева А. А., Павлова Т. С. Роль педагога в профилактике компьютерной зависимости в школе // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 202–206. EDN: https://elibrary.ru/DLFOFS.
6. Котова С. А. Интернет-зависимость у детей и подростков: риски, диагностика и коррекция. Санкт-Петербург : ООО «Издательство ВВМ», 2023. 212 с. ISBN 978-5-9651-1448-1. EDN: https://elibrary.ru/UGWREB.
7. Разуваева Л. Н. Профилактика курительных смесей детьми и подростками в образовательных учреждениях. Пенза, 2013. 25 с.
8. Мазурчук Н. И. Психолого-педагогическое сопровождение семьи: теоретическое осмысление и практика реализации. DOIhttps://doi.org/10.26170/po16-03-21 // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 132–137. EDN: https://elibrary.ru/VTLDPP.
9. Русинова М. М. Роль семьи в профилактике компьютерной зависимости учащихся // НАУ. 2015. № 5-3 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-profilaktike-kompyuternoy-zavisimosti-uchaschihsya (дата обращения: 16.10.2024). EDN: https://elibrary.ru/YFTBVJ.
10. Мамченко Т. В. Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynyy-dosug-kak-sredstvo-ukrepleniya-vnutrisemeynyh-otnosheniy (дата обращения: 16.10.2024). EDN: https://elibrary.ru/VHLRPX.
11. Бычкова Н. Д. Профилактика компьютерной аддикции у младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Ratio et Natura, Педагогика. 2020. № 20. URL: https://ratio-natura.ru/sites/default/files/2021-02/profilaktika-kompyuternoy-addikcii-u-mladshikh-shkolnikov.pdf (дата обращения: 16.10.2024). EDN: https://elibrary.ru/XKCCIZ.