сотрудник
Россия
Россия
ГРНТИ 77.01 Общие вопросы физической культуры и спорта
Цель исследования – оценка факторов, преимущественно определяющих мотивированность учащихся общеобразовательных школ при подготовке к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Методы и организация исследования. Базовым методом является анкетный опрос, проводимый с учащимися 4, 8 и 10 классов одной из школ Свердловской области. Опрос проводился по двум анкетам. Первая включала вопросы, связанные с оценкой информированности учащихся об общих основах знаний о комплексе ГТО (для чего создан комплекс, его целевая направленность; базовые тестовые методики и физические качества, оцениваемые ими, и т.п.). Вопросы второй анкеты были связаны с изучением знания учащимися своих результатов и их соответствия нормативным требованиям комплекса ГТО. Результаты исследования и выводы. Установлено, что подавляющее число учащихся как младших, так и старших классов не владеют элементарными знаниями о целевом назначении комплекса ГТО, его содержании (тестовых методиках) и нормативных требованиях. Большинство учащихся не в состоянии соотнести свои результаты с нормативными требованиями, что делает невозможным перенесение внешне задаваемых показателей в личностно-значимую для школьников плоскость. Рекомендуется, во-первых, усиление на уроках физической культуры теоретико-просветительского компонента, направленного на овладение знаниями о содержании и структуре комплекса ГТО и о его нормативной основе. Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению нормативных требований комплекса следует создать такие условия, которые обеспечивали бы занимающихся регулярной информацией о достигаемых результатах.
комплекс ГТО, физическая культура в школе, мотивация, нормативные требования, самооценка, информационное обеспечение
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)». URL: http://base.garant.ru/70675222/ (дата обращения: 15.02.2025).
2. Булатов А. Г., Семенов Д. В., Мамонт А. В. Подготовка обучающихся общеобразовательной школы к выполнению нормативов ВФСК «ГТО» (на примере IV ступени) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 47–50. EDN: https://elibrary.ru/YZNPXV.
3. Лосева И. В., Лебедева В. С. Развитие силовых способностей у детей среднего школьного возраста для успешного выполнения норм ГТО // Материалы VII междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Донецкого нац. ун-та (г. Донецк, 24-25 марта 2022 г.). Донецк, 2022. С. 41–47. EDN: https://elibrary.ru/RNLWMY.
4. Семенов Л. А. Динамика состояния кондиционной физической подготовленности учащихся начальной, основной и средней (полной) школы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 177–182. EDN: https://elibrary.ru/XCINWL.
5. Семенов Л. А., Карпенко И. Р. Экспериментальная оценка возможностей повышения эффективности силовой подготовки старших дошкольников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 5. С. 48–52. EDN: https://elibrary.ru/JNTDQC.
6. Синявский Н. И. Оценка учебных достижений обучающихся по учебному предмету «Физическая культура» на основе тестовых испытаний ВФСК ГТО. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p274-277 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 9 (199). С. 274–277. EDN: https://elibrary.ru/ELBBZE.