АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу проблем материально-технического оснащения детских дошкольных учреждений (ДОУ) в контексте современных вызовов цифровизации, государственной поддержки и роли физической культуры в развитии детей. Представлено исследование по выявлению ключевых факторов, влияющих на качество дошкольного образования, таких как доступность инновационного оборудования (интерактивные доски, цифровые игры, VR-технологии), и его связи с формированием цифровых навыков, критического мышления и творчества. Недостатки развития современной инфраструктуры в ряде регионов создают риски образовательного неравенства, усилившиеся в условиях цифровизации. Особое внимание уделено реализации государственных программ, включая нацпроект «Образование», строительство «Точек роста» и «Кванториумов». Однако их концентрация в крупных городах и недостаточное проникновение в сельские территории требуют пересмотра стратегии распределения ресурсов. Целью исследования является комплексный анализ состояния материально-технического оснащения детских дошкольных учреждений Центрального федерального округа, оценка взаимосвязи состояния базы и направлений развития системы обучения и воспитания детей, привития передовых востребованных навыков и здорового образа жизни. Методы исследования основаны на применении количественных методов, статистического анализа оснащённости ДОУ, сравнении данных между регионами Центрального федерального округа, использовании качественных методов анализа, кейс-стади успешных практик, экспертных интервью с представителями федеральных и региональных органов управления, смешанных подходов, таких как бенчмаркинг с зарубежными аналогами, контент-анализ нормативных документов. Результаты исследования и выводы. Подчёркнута необходимость обновления нормативной базы (СанПиН, ФГОС ДО) для интеграции новых технологий, а также важность развития физической культуры как инструмента борьбы с гиподинамией и укрепления семейных связей через программы вроде «Семейный спортивный час». По результатам исследования выявлен дисбаланс в оснащении ДОУ между регионами. Пандемия активизировала развитие профессиональных сообществ педагогов, но выявила дефицит цифровой грамотности. Ключевыми проблемами являются недостаток программ переподготовки педагогов (soft skills), стандартизация оценки прогресса, слабое вовлечение родителей. В перспективе необходимо создание единой цифровой платформы мониторинга оснащённости ДОУ, развитие мобильных форм допобразования («автокванториумы»), интеграция традиционных и цифровых методов обучения с акцентом на баланс между гаджетизацией и социально-эмоциональным развитием. Исследование подтверждает, что успех модернизации дошкольного образования зависит не только от инфраструктурных инвестиций, но и от системной поддержки педагогов, вовлечения семей и обеспечения равного доступа к ресурсам для всех регионов.

Ключевые слова:
дошкольное образование, спорт, физическое развитие, цифровые навыки, материально-техническое оснащение
Список литературы

1. Анализ и оценка социально-экономического состояния региональных систем дошкольного образования в России / Е. А. Семионова, Д. М. Логинов, А. С. Тищенко, Г. С. Токарева, Т. Л. Клячко. Москва : Дело, 2020. 108 с. ISBN 978-5-85006-284-2.

2. Большаков С. Н., Большакова Ю. М., Михальченкова Н. А. Анализ состояния и направления развития дошкольного образования. DOIhttps://doi.org/10.47639/2223-7003_2023_02_3 // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2023. № 2. С. 3–12. EDN: https://elibrary.ru/WQIBIP.

3. Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты / под ред. Е. А. Полушкиной. Москва : Дело. РАНХиГС, 2020. 82 с.

4. Кожевникова В. В. Особенности инновационной деятельности, обеспечивающей развитие детей дошкольного возраста // Методист. 2024. № 1. С. 51–54. EDN: https://elibrary.ru/RXBFKV.

5. Михальченкова Н. А., Большакова Ю. М., Кожевникова В. В. Установки на качество и компетентность педагогов в инклюзивном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 4. С. 1–8. EDN: https://elibrary.ru/IIUXFW.

6. Семочкина Н. Н. Физическая активность детей дошкольного и младшего школьного возраста: ценностные ориентации и возможности родителей крупных и больших российских городов. DOIhttps://doi.org/10.17922/2071-3665-2023-22-1-120-127 // Социальная политика и социология. 2023. Т. 22, № 1 (146). С. 120–127. EDN: https://elibrary.ru/TIKKSN.

7. Бобин С. А. Структура и содержание методики развития спортивной одаренности детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования // Педагогическое образование. 2022. Т. 3, № 9. С. 113–118. EDN: https://elibrary.ru/RCDFUL.

8. Красильникова Л. В., Роганова Г. Н., Кашина Е. В. Анализ системы управления экспериментальной деятельностью в дошкольных образовательных организациях // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 6. С. 18. EDN: https://elibrary.ru/YSPOCC.

9. Кожевникова В. В. Сравнительные педагогические исследования и потенциал педагогики Ф. Фребеля как основания для сравнения дошкольного образования в разных странах. DOIhttps://doi.org/10.20339/AM.11-23.039 // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 11. С. 39–42. EDN: https://elibrary.ru/KXIBPP.

10. Ванштейн Л. Ю. Особенности здоровьесбережения в условиях дошкольного образования // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 4 (40). С. 20–25. EDN: https://elibrary.ru/UDQQEJ.

11. Кучма В. Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. // Гигиена и санитария. 2013. Т. 92, № 6. С. 26–30. EDN: https://elibrary.ru/RUHBVD.

12. Меньшов И. В., Меньшов И. И. Учебно-методическое и материально-техническое оснащение дошкольных образовательных организаций валеоигрушками "восемь правил и восемь друзей здоровья" как основа эффективного здоровьеобучения детей // Инновационная наука. 2022. № 9-1. С. 55–62. EDN: https://elibrary.ru/UESIJH.

13. Состояние, проблемы и перспективы развития современной науки и образования : монография / В. Я. Александров, Л. П. Андрианова, Ю. М. Большакова [и др.]. Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. 270 с.

14. Спиридонова Н. В., Михайлова А. М. Основные направления работы дошкольной образовательной организации в процессе освоения цифровых образовательных технологий // Новые компетенции цифровой реальности: теория и практика их развития у обучающихся : сб. докл. и науч. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2022. С. 233–239. EDN: https://elibrary.ru/BKUBOX.

15. Шибанова Н. М. Детство как стратегический ресурс культурного суверенитета России. DOIhttps://doi.org/10.21209/2658-7114-2022-18-2-63-74 // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 18, № 2. С. 63–74. EDN: https://elibrary.ru/NXUMVX.

16. Шабунова А. А., Леонидова Г. В. Дошкольное образование как этап формирования человеческого капитала // С.-Петерб. образоват. вестник. 2018. № 11-12 (27-28). С. 18–27. EDN: https://elibrary.ru/VPMPLU.

Войти или Создать
* Забыли пароль?