сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 77.29 Методические основы видов спорта
. В статье рассмотрены вопросы определения основных маркеров оценки подготовленности пловцов 7-9 лет на начальном этапе спортивной подготовки. Цель исследования – выявить маркеры, позволяющие оценить уровень подготовленности детей на этапе начального обучения в плавании в процессе спортивной ориентации. Методика и организация исследования. В работе использовали анализ специализированной литературы, анкетирование ведущих тренеров и экспертов в области плавания, а также проведение педагогического эксперимента. Это позволило определить наиболее информативные физиологические, психофизиологические и педагогические критерии оценки. Результаты исследования. Среди психофизиологических показателей выделены следующие наиболее информативные маркеры: сила нервной системы, лабильность, подвижность, баланс нервных процессов, тип ведущей сенсорной системы. Имеется слабая взаимосвязь между подвижностью нервной системы и координационными способностями, но к 3-му году достоверных различий установлено не было. Баланс нервных процессов оказывает достоверное влияние на скорость формирования двигательного навыка, проприоцептивную чувствительность и координационные способности. Выводы. Установлены наиболее информативные тесты, которые необходимо использовать для комплексной оценки подготовленности детей на этапе начальной спортивной подготовки в плавании. С помощью комплексной оценки текущей подготовленности спортсмена тренер сможет более эффективно подходить к выстраиванию тренировочного процесса без утери мотивации и заинтересованности для ребенка.
спортивное плавание, начальная спортивная подготовка, индивидуальный подход, комплексное тестирование, оценка подготовленности спортсмена
1. Давыдов В. Ю., Лущик И. В., Шмарева Е. А. Использование психофизиологических параметров деятельности ЦНС с учетом типа конституции младших школьников для отбора их в спортивное плавание // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2012. № 1 (3). С. 137–145. EDN: https://elibrary.ru/TENAAX.
2. Возрастная динамика морфологических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих спортивные достижения пловцов 11 - 18 лет, как основа для построения многолетней подготовки и отбора / Булгакова Н.Ж. [и др.] // Тр. ученых ГЦОЛИФКа. 75 лет : ежегодник. Москва, 1993. С. 242–252.
3. Взаимосвязь между скоростью плавания и силовыми, морфофункциональными, психофизиологическими показателями в плавании / Королевич А. Н., Давыдов, В. Ю., Петряев, А. В., Синицин, А. С. // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. № 1. С. 48–57. EDN: https://elibrary.ru/TJWHLL.
4. Соломатин В. Р., Булгакова Н. Ж. Учет закономерностей возрастного развития в спортивном отборе и многолетней подготовке юных пловцов // Олимп. бюл. Москва, 2014. № 15. С. 167–174.
5. Сагайдак С. С. Психофизиологические характеристики и результативность в спорте высших достижений // Науч. обоснование физ. воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физ. культуре и спорту : материалы 7 Междунар. науч. сессии БГУФК и НИИФКиС РБ по итогам науч.-исслед. работы за 2003 г., Минск, 6-8 апреля 2004 г. Минск, 2004. С. 120–121.