сотрудник с 01.01.2004 по 01.01.2025
г. Москва и Московская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 159.9.072.43 Групповые исследования
ГРНТИ 15.01 Общие вопросы психологии
Цель исследования – описать психологические механизмы адаптации китайских студентов к обучению в российском физкультурном вузе. Методы исследования: 7 психодиагностических методик и анкетирование – опросник для комплексного исследования условий адаптации китайских студентов в российском спортивном вузе. Результаты исследования и выводы. Невротическую социальную адаптацию за счет дипломатичности, самоконтроля и тревожности, сдерживающих враждебность, обеспечивает механизм, названный Яницким М.С. «обесценивание исходных потребностей и ценностей коллективистской культуры». В проведенном исследовании было установлено, что его формирование у китайцев, обучающихся в российском спортивном вузе, опирается на уверенность в неразрешимости социальных проблем, подозрительность и пессимизм (депрессию). Частичная разрядка напряжения, возникающего в трудных ситуациях благодаря работе этого механизма, происходит в виде повторяющихся, навязчивых мыслей (обсессивность), сопровождающихся появлением навязчивых действий (компульсивность). Остальное напряжение перерастает в тревожность, враждебность и ряд других психопатологических симптомов. При изучении английского языка китайцами происходит интеграция в личность антиценностей (антигуман¬ных ценностей) – представлений о невозможности решения социальных проблем, пессимизма как механизма изменения ценностей. Пес¬симизм приводит к обесцениванию, минимизации ценностей, переходит в скептицизм, позволяет, критикуя общество, разорвать свою идентичность с ним. В данном случае рост враждебности показывает готовность критиковать общество, частично утрачивая социальную идентичность. Адаптированность сохраняется ценой роста самоконтроля и тревожности, сдерживающей растущую враждебность.
адаптация, механизм адаптации, субъект, ценности, личность, интегрированность личности, подозрительность, пессимизм
1. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. Москва : Наука. 1974. 264 с.
2. Кузьмина В. Е., Беляков В. И. Основы адаптологии. 2-е изд. Самара : Самарский университет, 2013. 236 с. ISBN 978-5-86465-577-1. EDN: https://elibrary.ru/HZJABM.
3. Корель Л. В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск : Наука, 2005. 424 с. ISBN 5–02–032352–7.
4. Вагапова Н. А. Структурные особенности психологического механизма самоуправления деятельностью : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 1998. 27 с.
5. Шапкин С. А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компетентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. 1996. № 1. С. 18. EDN: https://elibrary.ru/RAFHHX.
6. Зеленова Д. В., Шумова Н. С., Байковский Ю. В. Противоречия требований воинской и спортивной деятельностей, затрудняющие социально-психологическую адаптацию к их совмещению // Молодые ученые : материалы Межрегиональной научной конференции, посвященной Году науки и технологий РФ (Россия, Москва 14-15 апреля 2021 г.). Москва, 2021. С. 61–66. EDN: https://elibrary.ru/QXXNQH.
7. Шумова Н. С., Бабиева Н. С., Байковский Ю. В. Формирование навыка самооценивания // Теория и практика физической культуры. 2018. № 11. С. 14–16.
8. Шумова Н. С., Байковский Ю. В. Компоненты психической деятельности спортсменов и их рол ь в обеспечении надежности действий в экстремальных условиях. Ульяновск : Зебра, 2018. 99 с. ISBN 978-5-6040862-4-7. EDN: https://elibrary.ru/XNCPRB.
9. Шумова Н. С., Байковский Ю. В., Люй С. Взаимосвязь субъектной активности личности и результативности действий баскетболистов России и Китая. Москва : РГУФКСМиТ, 2020. 261 с.
10. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ленинград : Наука, 1988. 270 с.
11. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 1999. 84 с. ISBN 5-8353-0013-1. EDN: https://elibrary.ru/REKEWR.
12. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : избранные психологические труды. Москва : Московский психолого-со¬циальный институт ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 224 с. (Серия «Психологи Отечества»).
13. Schumann J. H. Research on the acculturation model for second language acquisition. DOIhttps://doi.org/10.1080/01434632.1986.9994254 // Journal of multilingual & multicultural development. 1986. Vol. 7 (5). P. 379–392.
14. Знаменская Т. А. Проблемы билингвизма и его влияния на языковую личность // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3. С. 42–46. EDN: https://elibrary.ru/SEWRWB.
15. Dornyei Z. The Social Psychology of the Language Learner: Individual Differences in Second Language Acquisition. Mahwah : Lawrence Erlraum Associates, 2005. 270 p.
16. Емельянова Я. Б. Различные подходы к оценке влияния билингвизма на интеллектуальное развитие личности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 2. С. 91–102. EDN: https://elibrary.ru/MQPHCH.