аспирант с 01.01.2022 по 01.01.2025
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
сотрудник с 01.01.2008 по 01.01.2025
Россия
ГРНТИ 77.29 Методические основы видов спорта
Цель исследования – разработка и обоснование методики обучения лыжников-гонщиков на спортивно-оздоровительном этапе с преимущественным использованием игровых и ситуативных методов. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение и проектирование, экспертная оценка и метод аналогии. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования была выявлена потребность в создании методики подготовки лыжников-гонщиков для спортивно-оздоровительного этапа. Предложенная методика, основанная на игровых и ситуативных методах, обладает значительным потенциалом для оптимизации подготовки юных лыжников-гонщиков. Ее ключевое преимущество – сочетание тренировочной эффективности с психологическим комфортом, что особенно важно на спортивно-оздоровительном этапе. Дальнейшие исследования должны быть направлены на практическую апробацию методики и количественную оценку ее эффективности.
лыжный спорт, лыжные гонки, детско-юношеский спорт, спортивная подготовка, игровой метод, ситуативная тренировка, тренировочный процесс
1. Вяльбе Е. В. Программа развития лыжных гонок в Российской Федерации на 2018–2022 годы. Москва, 2018. 37 с.
2. Каклимов А. Ф., Бомин В. А., Шохирев В. В. Методика обучения способам передвижения на лыжах. Иркутск : Иркутский фил. РГУФКСиТ, 2010. 157 с.
3. Санникова А. В. Методика дифференцированного развития координационных способностей лыжников-гонщиков 10–13 лет : автореф. дис. … канд. пед. наук : 5.8.5. Санкт-Петербург, 2024. 25 с.
4. Papadimitriou K., Loupos D. The Effect of an Alternative Swimming Learning Program on Skills, Technique, Performance, and Salivary Cortisol Concentration at Primary School Ages Novice Swimmers. DOIhttps://doi.org/10.3390/healthcare9091234 // Healthcare. 2021. № 9. P. 1234.
5. Shields K. Awakening the Playful Learner: Positive Pedagogy Used in a Cross-Country Ski Coach’s Action Research. DOIhttps://doi.org/10.29173/mm26 // Movement Matters. 2024. № 3. P. 47–64.
6. Вахнина Н. В., Солгалов В. С. Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры подвижными играми // Актуальные проблемы физической культуры и спорта и пути их решения : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Киров, 2017. С. 48–52. EDN ZGPDFZ.
7. Козин В. В., Гераськин А. А. Тактико-техническая подготовка молодых спортсменов с учетом ситуационной обусловленности деятельности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 4 (7). С. 53–61. EDN YRETJJ.
8. Nemec M., Adamcak S., Pivovarniček P. Movement games from the point of view of primary education teachers in Slovakia. DOIhttps://doi.org/10.55860/e4h61z61 // Journal of Human Sport and Exercise. 2024. Vol. 19, № 3. P. 862–873.
9. Розенфельд А. С. Педагогическое моделирование проблемных ситуаций в технико-тактической подготовке спортсменов. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p464-469 // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 12 (214). С. 464–469.
10. Charbonnet B., Conzelmann A. Talent development in childhood: Early specialization or sampling? From an either… or… question to a 2 × 2 × 3 question cuboid. DOIhttps://doi.org/10.1177/17479541231197225 // International Journal of Sports Science & Coaching. 2023. Vol. 19, № 1. P. 459–475.
11. Impact and Implementation of an Early Years Fundamental Motor Skills Intervention for Children 4–5 Years. DOIhttps://doi.org/10.3390/children11040416 / Roscoe C. M. P., Taylor N., Weir N., Flynn R. J., Pringle A. // Children. 2024. Vol. 11, № 4. P. 416.
12. Манжула А. С. Применение подвижных игр и упражнений, направленных на развитие координационных способностей в тренировочном процессе лыжников-гонщиков // Современные направления инновационных исследований молодых ученых в области физической культуры и спорта : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2023. С. 187–192. EDN UHJZAP.
13. Определение и контроль осанки у юных спортсменов (лыжников) в процессе учебно-тренировочных занятий / Шадрин Д. И., Манжула А. С., Ракина Н. Н., Самойло Н. Н. // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования : сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Волгоград, 2021. С. 252–257. EDN XRAHNC.
14. Манжула А. С., Ушаков В. И. Методика развития общей силовой подготовки лыжников-гонщиков в подготовительный период на неустойчивой опоре возраста 12–14 лет // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2018. С. 226–235. EDN YWFIKT.
15. Манжула А. С. Применение игрового метода в лыжных гонках на начальном этапе освоения двигательных действий // Современные направления инновационных исследований молодых ученых в области физической культуры и спорта : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2024. С. 113–121. EDN BVIENU.