сотрудник с 01.01.2002 по настоящее время
Челябинск, Челябинская область, Россия
сотрудник с 01.01.2005 по настоящее время
Челябинск, Челябинская область, Россия
Челябинск, Россия
сотрудник с 01.01.2002 по настоящее время
Челябинск, Челябинская область, Россия
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
Цель исследования – изучение потенциала наставничества в профессиональной подготовке будущих педагогов, а также обоснование программно-дидактического инструментария, определяющего вектор наставнической деятельности в вузе. Методы и организация исследования. Основным методом исследования является анализ и интерпретация психолого-педагогической литературы по проблеме наставнического сопровождения, подготовки специалистов к наставнической деятельности. Кроме того, обобщен педагогический опыт авторов статьи по сопровождению будущих педагогов в наставнической деятельности. Авторы актуализируют проблему подготовки будущих педагогов к наставническим практикам в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории. Рассматривается характеристика наставничества в аксиологическом, технологическом и креативном контексте. Результаты исследования и выводы. Анализ научных изысканий, поиск эффективных стратегий и собственный практический опыт авторов позволили сформулировать ряд дидактических позиций, определяющих экосистему наставничества в высшей школе. Представлена структура разработанной программы подготовки к реализации наставнических практик, состоящая из образовательного, практико-ориентированного, научно-исследовательского, социально-культурного блоков. Сделан вывод о роли наставнической деятельности в личностно-профессиональном становлении будущих педагогов. Изложенные идеи могут служить основанием для актуализации форматов наставнического сопровождения, предоставляющих максимальную включенность студентов в продуктивное пространство реализации механизмов профессионального развития.
наставничество, наставническая деятельность, профессиональное развитие, готовность к реализации наставничества, профессиональная подготовка педагогов
1. Асадуллин Р. М. Личностно-развивающий подход к профессиональной педагогической подготовке будущего учителя в вузовском образовательном процессе. DOIhttps://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-92-103 // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 6. С. 92–103. EDN: https://elibrary.ru/MQJTCF.
2. Широких О. Б. Актуальные аспекты совершенствования профессионально-личностной подготовки педагога в контексте современного образовательного пространства. DOIhttps://doi.org/10.37724/RSU.2024.70.2.007 // Психолого-педагогический поиск. 2024. № 2 (70). С. 54–63. EDN: https://elibrary.ru/OIZPRS.
3. The Implementation of Project Based Learning in Higher Education: A Case Study in Indonesian Context / Rachmawati U., Pradita L. E., Ulyan M., Sotlikova R. DOIhttps://doi.org/10.33394/jollt.v%vi%i.8976 // Journal of Languages and Language Teaching. 2024. V. 12 (1), pp. 475–486. EDN: https://elibrary.ru/ZWONTO.
4. Ворожейкина А. В., Цилицкий В. С. Содержательно-методические аспекты реализации тьюторского и менторского сопровождения в системе непрерывного дополнительного профессионального образования. DOIhttps://doi.org/10.30853/ped20220108 // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 7. С. 771–777. EDN: https://elibrary.ru/ZTUYOL.
5. Быстрицкая О. С. Наставничество как один из инструментов формирования готовности обучающихся к выбору педагогической профессии. DOIhttps://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_66 // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 66–73. EDN: https://elibrary.ru/LMEBBY.
6. Медведев Я. В. Развитие феномена «наставничество» в педагогической науке и практике. DOIhttps://doi.org/10.54884/S181570410018647-6 // Человек и образование. 2021. № 4 (69). С. 151–157. EDN: https://elibrary.ru/QYXUPX.
7. Сажина С. Д. Особенности организации наставничества в организации высшего образования. DOIhttps://doi.org/10.34130/2233-1277-2020-2-175-184 // Человек. Культура. Образование. 2020. № 2 (36). С. 175–184. EDN: https://elibrary.ru/JLGKIR.
8. Афанасьева О. Ю. Наставничество как способ профессиональной подготовки будущего преподавателя иностранного языка в педагогическом вузе. DOIhttps://doi.org/10.25588/CSPU.2024.184.6.002 // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2024. № 6 (184). С. 24–34. EDN: https://elibrary.ru/RZMMGA.
9. Байбаков А. М. Организация наставничества молодых педагогов в общем образовании как фактор профессионально-личностного саморазвития учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2024. № 6 (189). С. 38–48. EDN: https://elibrary.ru/FLHMVX.
10. Масалимова А. Р. Наставничество в условиях развития педагогических династий как фактор повышения качества подготовки педагога. DOIhttps://doi.org/10.11621/KPJ-23-107 // Казанский педагогический журнал. 2023. Т. 29, № 4. С. 96–109. EDN: https://elibrary.ru/BOQUPT.
11. Алдошина М. И. Педагогическая сущность, виды и функции наставничества в современном университете // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 2. С. 30–34. EDN: https://elibrary.ru/CAZAVI.
12. Фомина О. Е. Особенности наставничества в контексте современных условий функционирования и развития системы образования. DOIhttps://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-130-143 // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16, № 3. С. 130–143. EDN: https://elibrary.ru/KJFQEI.
13. Поленякин И. В. Предикторы наставнической деятельности студентов педагогических вузов. DOIhttps://doi.org/10.24888/2073-8439-2024-67-3-16-25 // Психология образования в поликультурном пространстве. 2024. № 3 (67). С. 16–25. EDN: https://elibrary.ru/WIFVXS.




