Ижевск, Удмуртская республика, Россия
Пермь, Пермский край, Россия
ГРНТИ 14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
Цель исследования – выявление педагогических условий развития рискологического управления в образовательном проектировании у студентов вуза – будущих педагогических работников. Методы и организация исследования. Использованы методы наблюдения, тестирования, опроса, метод экспертных оценок, оценка проектных работ и решений кейсовых ситуаций. Разработанные педагогические условия были апробированы в учебном процессе по образовательным программам высшего образования «Педагогическое образование» (бакалавриат и магистратура). Динамику изменений критериев рискологического управления фиксировали у студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся на педагогических направлениях подготовки. Результаты исследования и выводы. Выявлено, что достоверное развитие рискологического управления в образовательном проектировании студентов вуза возможно при выполнении ряда педагогических условий: образовательный процесс строится на основе разработанной системы рискологического управления, включающей четыре компонента – целевой, концептуально-содержательный структурно-функциональный и процессуально-результативный; дидактические единицы, отражающие элементы системы рискологического управления интегрированы во все учебные блоки образовательных программ и охватывают весь период обучения; каждая дидактическая единица структурирована на три основные части – когнитивную, практическую и контрольную; учет в образовательном процессе факторов отсроченности рисков образовательных проектов. Построение учебного процесса с учётом этих педагогических условий привело к появлению статистически достоверных изменений в развитии рискологического управления у студентов вуза. Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что выявленные педагогические условия и их реализация способствуют развитию рискологического управления в образовательном проектировании у студентов.
высшее педагогическое образование, бакалавриат, магистратура, педагогические условия, рискологическое управление, образовательное проектирование
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. Москва : Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
2. Доклад ООН «Наш мир в опасности: трансформация управления ради устойчивого будущего». URL: https://www.weforum.org/reports/global-risks-report-2022 (дата обращения: 20.02.2024).
3. Иванов О. Б. Глобальные риски и новые вызовы человеческой цивилизации. DOIhttps://doi.org/10.24411/2071-6435-2020-10009 // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2020. № 2. С. 7–20. EDN: https://elibrary.ru/FJKUFU.
4. Национальные проекты и программы в сфере образования в России: осведомлённость и ожидания участников образовательного процесса / Каменева Е. А., Киселева Н. И., Селиванова М. А., Узюмова Н. В. DOI https://doi.org/10.32744/pse.2023.6.40 // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 689–706. EDN: https://elibrary.ru/LQDPHR.
5. Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (дата обращения: 1.02.2024).
6. Паспорт национального проекта «Образование». URL: http:// www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekty-programmy/Образование.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.04.2013 N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" // Конультант+. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150886/ (дата обращения: 20.02.2024).
8. Дежина И. Г., Ефимова Г. З. Риски Проекта 5-100: оценки научно-педагогических работников различных поколений. DOIhttps://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-28-39 // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 3. С. 28–39. EDN: https://elibrary.ru/NLEMEK.
9. Причинин А. Е. Риски образовательных проектов: сущность и закономерности : монография. Ижевск : Удмуртский университет, 2023. 284 с. EDN: https://elibrary.ru/MGHCAA.
10. Утёмов В. В., Ершова С. В. Менеджмент риска в образовательных проектах и программах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 03 (март). С. 97–107. URL:http://e-koncept.ru/2021/211017.html (дата обращения: 20.02.2024). EDN: https://elibrary.ru/MUDYIC.
11. Антонова Л. Н. Педагогическая рискология: теория и история // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 24–30. EDN: https://elibrary.ru/NTCZZZ.
12. Беляева М. А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 16–23. EDN: https://elibrary.ru/TJALRN.
13. Богуславский М. В. Потенциал педагогической рискологии в системе образования // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва, 2015. № 1. С. 1394–1402. EDN: https://elibrary.ru/UNALOV.
14. Смена векторов международного сотрудничества российских вузов в условиях новой геополитической ситуации. DOIhttps://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.554-573 / Константинова Л. В., Титова Е. С., Петров А. М., Троска З. А., Никонова О. Д. // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 4 (113). С. 554–573.
15. Пинчук А. Н., Карепова С. Г., Тихомиров Д. А. Транспрофессиональное образование в студенческом дискурсе: востребованность, ожидания, риски. DOIhttps://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-184-220 // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 3. С. 184–220. EDN: https://elibrary.ru/FDITNJ.
16. Варжапетян А. Г. Маркелова Н. В. Управления рисками образовательных проектов в сфере дополнительного профессионального образования // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. 2013. № 1. С. 108–111. EDN: https://elibrary.ru/PXFLOB.
17. Ломакина О. В. Управление рисками при реализации образовательного проекта. DOIhttps://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.10.P.64 // Высшее образование сегодня. 2018. № 10. С. 64–72. EDN: https://elibrary.ru/MGNKRV.
18. Ходырева Е. А. Проблемы управления рисками инновационных образовательных проектов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 2 (февраль). С. 165–172. URL: http://e-koncept.ru/2017/170048.htm (дата обращения: 20.02.2024). EDN: https://elibrary.ru/XXKJWH.
19. Катаев К. С., Катаев С. Г., Каменская И. В. О принципах построения модели специалиста - выпускника педагогического вуза. DOIhttps://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-35-66 // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 3. С. 35–66. EDN: https://elibrary.ru/YGVPOO.
20. Готовность будущих учителей к работе в школе: обзор теоретических и эмпирических исследований / Новопашина Л. А., Григорьева Е. Г., Ильина Н. Ф., Бидус И. А. DOIhttps://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-60-96 // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 2. С. 59–96. EDN: https://elibrary.ru/QPRSUH.
21. Amunga J. Leveraging technology to enhance STEM Education Amidst the Covid-19 pandemic: An overview of pertinent concerns. DOIhttps://doi.org/10.47577/tssj.v18i1.3044 // Technium Social Sciences Journal. 2021. 18 (1). Р. 40–55.
22. Deshmukh G. K., Hory S. M., Devi Prasad U. Risk Management in Global CRM IT Projects. DOIhttps://doi.org/10.1177/2278533719887005 // Business Perspectives and Research. 2020. Volume 8, Issue 2. https://journals.sagepub.com/eprint/FN9ZIZY9X8ZKZEGZTQHH/full (дата обращения: 20.02.2024).
23. Harutyunyan S. H., Terteryan A. A. Organization of safety culture formation and disaster risk management process in the university system. DOIhttps://doi.org/10.61746/18292984-2024.1-143 // Crisis Management State Academy. 2024. Р. 123–131.
24. Trinidad J. E. Rethinking School Improvement Organizations: Understanding Their Variety, Benefits, Risks, and Future Directions. DOIhttps://doi.org/10.3102/0013189X231179116 // Educational Researcher. 2023. V. 52 (6).
25. Yemini M., Oplatka I., Sagie N. Project Monitoring, Control, and Evaluation: The Unique Aspects of Projects in Schools. DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-319-78608-7_6 // Project Management in Schools. Palgrave Pivot, Cham. 2018. P. 103–128.
26. Soto J. E., Mercado O. M., De la Hoz Reyes R. Diverser a project of inclusive education from and for diversity. DOIhttps://doi.org/10.47577/TSSJ.V26I1.5326 // Technium Social Sciences Journal. 2021. V. 26 (1). P. 338–350.
27. Sumual H., Sumilat J. M. Unima risk management development. DOIhttps://doi.org/10.47577/TSSJ.V28I1.5460 // Technium Social Sciences Journal. 2022. V. 28 (1). P. 489–496.
28. Waguaf A., Benabbou R., Benhra J. (2023). A Risk Management Based on Artificial Intelligence Tools and Multi-criteria Decision Making Methods: Systematic Literature Review. DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-031-43524-9_18 // Artificial Intelligence and Industrial Applications / Masrour, T., El Hassani, I., Barka, N. (eds). Vol. 771. Springer, Cham., 2023. P. 251–270.
29. Причинин А. Е. Структура рискологической компетентности будущих учителей. DOIhttps://doi.org/10.57015/issn1998- 5320.2024.18.4.14 // Наука о человеке: гуманитарные исследования (педагогические науки). 2024. Т. 18, № 4. C. 140–150. EDN: https://elibrary.ru/DERJAB.
30. Причинин А. Е. Модели управления рисками образовательных проектов в структуре образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 6 (июнь). URL: http://e-koncept.ru/2024/241082.htm. DOIhttps://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11082 (дата обращения: 20.02.2024). EDN: https://elibrary.ru/KRSGSN.
31. Причинин А. Е. Закономерности развития рисков образовательных проектов // Психолого-педагогическая фасилитация в условиях цифровой трансформации образования : коллективная монография / В. Ю. Хотинец, А. А. Баранов, П. К. Петров [и др.]. Ижевск : Удмуртский университет, 2023. С. 6–25. EDN: https://elibrary.ru/BYNRPC.
32. Причинин А. Е. Идентификация и минимизация рисков образовательных проектов. DOIhttps://doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_36 // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 1 (136). С. 36–42. EDN: https://elibrary.ru/UKVCLT.
33. Причинин А. Е. Развитие подходов к управлению рисками образовательных проектов. DOIhttps://doi.org/10.24412/2071-6427-2024-1-95-111 // Ценности и смыслы. 2024. № 1 (89). С. 95–111. EDN: https://elibrary.ru/MMKVSD.
34. Причинин А. Е. Развитие рискологической компетентности субъекта образовательного проекта (содержательный аспект). DOIhttps://doi.org/10.25198/1814-6457-243-48 // Вестник Оренбургского государственного университета. 2024. № 3 (243). С. 48–55. EDN: https://elibrary.ru/RUQZIJ.