Этапы и стадии становления спортивного мастерства футболистов с позиции возрастных особенностей в условиях соревновательной деятельности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – теоретическое обоснование этапов и стадий становления спортивного мастерства футболистов в многолетнем тренировочном цикле с позиции возрастных особенностей участия в соревнованиях. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов, обобщение, аналогия, сравнение. Результаты исследования и выводы. По итогам исследования выделены этапы становления спортивного мастерства футболистов в многолетнем тренировочном цикле (учебно-тренировочный этап, этап совершенствования спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства), которые обусловлены особенностями возрастного и спортивного онтогенеза и связаны с развитием всего комплекса способностей (двигательных, перцептивных, когнитивных), необходимых для выполнения соревновательного упражнения по правилам игры в «футбол». Разработанные стадии становления спортивного мастерства, синхронизированные с выделенными этапами (учебно-тренировочный этап и стадия адаптации, этап совершенствования спортивного мастерства и стадия индивидуализации, этап высшего спортивного мастерства и стадия интеграции), учитывают процессы профессионализации и социализации в командах различного уровня выступлений, что определяет новые возможности для совершенствования процесса многолетней подготовки спортивного резерва в футболе.

Ключевые слова:
футбол, физическая подготовленность, спортивное мастерство, соревновательная деятельность, возрастные особенности
Список литературы

1. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «футбол». URL: http://minsport.gov.ru (дата обращения: 24.12.2022).

2. Положение Российского футбольного союза об аттестации футбольных школ и футбольных академий. Утверждено постановлением исполкома общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» № 187/6 от «11» апреля 2019 г. URL: https://static.rfs.ru/documents/1/5cda8d4a331e4.pdf (дата обращения: 21.03.2020).

3. Кудрявцев Т. Е. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы. психологии. 1981. № 2. С. 13-14.

4. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации // Педагогика и психология. 1983. № 2. С. 58–61.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва : Междунар. гуманитар. Фонд «Знание», 1996. 312 с. EDN: https://elibrary.ru/YQCJKT.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва : Академический проект, 2003. 318 с. ISBN 5-8291-0190-4. EDN: https://elibrary.ru/QXGPCR.

7. Coutts A. J. Evolution of football match analysis research // Journal of Sports Sciences. 2014. V. 32 (20). Р. 1829–1830. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/02640414.2014.985450 (дата обращения: 21.03.2020).

8. Багадирова С. К. Профессионализация спорта: этапы развития профессионала // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 18. С. 483–487. EDN: https://elibrary.ru/RUYVZH.

9. Шестаков В. Б., Еригина С. В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо. Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2008. 218 с. ISBN 978-5-373-01750-3. EDN: https://elibrary.ru/PFFRQW.

10. Курамшин Ю. Ф. Исследование эффективности индикативного прогнозирования при отборе в ДЮСШ : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ленинград, 1974. 25 с. EDN: https://elibrary.ru/TUKGSV.

11. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 5-е изд., испр. и доп. Москва : Советский спорт, 2010. 340 с. ISBN 978-5-9718-0433-8. EDN: https://elibrary.ru/QYBJOP.

12. Теория и методика спорта / под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. Москва : Физкультура и спорт, 1997. 416 с.

13. Дембо А. Г. Врачебный контроль в спорте. Москва : Медицина, 1988. 288 с.

14. Лавриченко В. В., Григорьян М. Р., Прохорцева А. С. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы юных футболистов на этапах становления спортивного мастерства. DOIhttps://doi.org/10.24412/2588-0500-2024_08_02_34 // Современные вопросы биомедицины. 2024. Т. 8, № 2. Порядк. № 34. EDN: https://elibrary.ru/DWUAAE.

15. Калинина И. Н., Лавриченко В. В. Критериальная значимость коэффициента эффективности адаптации для оценки динамической функциональной системы футболистов 12-18 летнего возраста. DOI:https://doi.org/10.51871/2782-6570_2022_01_01_2 // Российский журнал спортивной науки: медицина, физиология, тренировка. 2022. Т. 1, № 1 (1). Порядк. № 2.

16. Иванов Н. В. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учётом особенностей игры в формате 9х9 : автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.04. Малаховка, 2017. 25 c. EDN: https://elibrary.ru/ZXSFRV.

17. Официальные правила игры в футбол 2024-2025 года от IFAB. URL: https://www.theifab.com/ (дата обращения: 11.02.2025).

18. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. Москва : Физкультура и спорт, 1970. 478 с.

19. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М. Я. Набатниковой. Москва : Физкультура и спорт, 1982. 277 с.

20. Gabbett T., Jenkins D., Abernethy B. Game-Based Training for Improving Skill and Physical Fitness in Team Sport Athletes. DOIhttps://doi.org/10.1260/174795409788549553 // International Journal of Sports Science & Coaching. 2009. Volume 4, Issue 2. Р. 273-283.

21. Garganta J., Pinto J. O ensino do futebol // O ensino dos jogos desportivos / A. Graça e J. Oliveira (Ed.). Porto : Rainho & Neves Lda, 1994. V. 1. Р. 95–136. URL: https://www.researchgate.net/publication/289384258_O_ensino_do_futebol (дата обращения: 21.03.2020).

22. Geriisch, G., Rutemoeller E. Torhueter training // Fussball Training. 1992. V. 11. S. 3–7.

23. Guida Tecnica Per Le Scuole Di Calcio. 2008 // Federazione Italiana Giuoco Calcio: Settore Giovanile e Scolastico. URL: https://figc.it/media/2335/1parte.pdf (дата обращения: 21.03.2020).

24. Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. Санкт-Петербург : Питер, 2000. 480 с. ISBN 5-8046-0170-9.

Войти или Создать
* Забыли пароль?