аспирант с 01.01.2024 по настоящее время
Россия
сотрудник
Россия
УДК 372.879.6 физической культуре
ГРНТИ 77.01 Общие вопросы физической культуры и спорта
Цель исследования – разработка модифицированной программы подготовки, направленной на совершенствование структурно-содержательных компонентов, обеспечивающих успешное выступление на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Методы и организация исследования. В процессе работы проводили анализ специальной литературы, анализ и обобщение протоколов результатов заключительных этапов олимпиады за 2020-2025 гг., педагогический эксперимент и тестирование уровня теоретической и практической подготовленности школьников по видам испытаний олимпиады (теория, спортивные игры, ПФК, гимнастика, легкая атлетика). Педагогический эксперимент проводили на базе групп подготовки сборной Москвы. Результаты исследования и выводы. Разработана программа подготовки к заключительному этапу олимпиады. Модификация структурно-содержательных компонентов программы заключалась в разработке модулей, охватывающих основные разделы программы заключительного этапа, с выделением ключевых видов. Программа подготовки к заключительному этапу олимпиады включала 2 мезоцикла подготовки, на протяжении которых относительная величина нагрузки волнообразно повышалась, достигая максимума к 6-7 неделям подготовки. Суммарное время тренировочных занятий за 8 недель составило 185 часов (66 часов теоретических занятий, 119 – практических испытаний. Проведенное исследование показало положительное влияние разработанной программы на показатели подготовленности участников, а из 59 участников экспериментальной группы 49 стали призерами или победителями олимпиады.
физическое воспитание школьников, физическая подготовка, Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре
1. Итоги всероссийской олимпиады школьников в 2024/25 учебном году (статистические данные). URL: https://vso.edsoo.ru/public.php/dav/files/wKZ3Z83CdK5EREg/?accept=zip (дата обращения: 18.09.2025).
2. Ковалев А. М., Ким Т. К. Анализ выступления участников из различных субъектов Российской федерации на заключительном этапе олимпиады школьников по физической культуре // Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования : материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Л. Д. Назаренко, Ульяновск, 22 ноября 2024 г. Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, 2024. С. 67–71. EDN: https://elibrary.ru/ETLFSS.
3. Абатурова В. В., Цветкова М. С. ВсОШ как системная процедура оценки качества общего образования и развития индивидуальных интеллектуальных способностей обучающихся в Российской Федерации. DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5c6667e7348d23.43784385 // Профильная школа. 2019. № 1. С. 17–24. EDN: https://elibrary.ru/YYSZFB.
4. Мачканова Е. В., Федотова А. А. Особенности построения макроцикла подготовки школьников 15-17 лет к выступлению на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету "Физическая культура" // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 301–305. EDN: https://elibrary.ru/MRLLEY.
5. Организационно-педагогические условия подготовки школьников к заключительному этапу Всероссийской олимпиады по предмету "Физическая культура" / Райзих А. А., Максимова С. С., Иванова Е. С., Алабужев А. Е. // Теория и практика физической культуры. 2017. № 1. С. 62–65. EDN: https://elibrary.ru/XWVPEJ.
6. Конюшенко С. М., Столярова И. В. Практика подготовки учащихся к предметной олимпиаде по физической культуре. DOIhttps://doi.org/10.46845/2071-5331-2022-1-59-69-73 // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 1 (59). С. 69–73. EDN LVUBBW.
7. Пархоменко Е. А., Банникова Т. А., Кузьмина В. В. Статистический анализ участия регионов России во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре за 2016-2020 года // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Краснодар, 2021. С. 265–267. EDN: https://elibrary.ru/NZKKXE.
8. Бальсевич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физкультурного воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993. № 4. С. 21–22.
9. Ковалев А. М. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре, как сочетание интеллектуальных и физкультурно-спортивных состязаний // Актуальные вопросы общей теории физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Матвеева, Москва, 2024 г. Москва : Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», 2024. С. 67–72. EDN VKRKAN.




