ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
В статье рассмотрены понятия «цифровые технологии», «цифровые технологии в образовании», пояснена разница между понятиями «цифровые технологии» и «информационные технологии». На основе отечественных и зарубежных исследований обозначены пути снижения возможных нежелательных эффектов и рисков.
цифровые технологии, информационные технологии, цифровизация, цифровая среда, высшее образование
1. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Москва : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. 168 с.
2. Рябикина В. М. Педагогические условия использования цифровых технологий как средства формирования мотивации у младших школьников к учебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 34–36.
3. Peña-López I. Innovating Education and Educating for Innovation. The Power of Digital Technologies and Skills. Paris, France : OECD Publishing, 2016. URL: https://doi.org/10.1787/9789264265097-en (дата обращения: 02.02.2024).
4. Alenezi M. Digital Learning and Digital Institution in Higher Education. DOI.org/10.3390/educsci13010088 // Educ. Sci. 2023. 13 (1). Р. 88.
5. Василькова Н. А., Гафарова Е. А., Диденко Г. А., Шварцкоп О. Н. Цифровые образовательные технологии: дидактические возможности и риски : монография. Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2023. 99 с.
6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 344 с.
7. Цифровая образовательная среда: паспорт федерального проекта. URL: https://edu.sbor.net/sites/default/files/fed_proekt_COS.pdf (дата обращения: 29.10.2023).
8. Темербекова А. А. Основные тенденции развития высшего образования в век цифровых технологий // Информация и образование: границы коммуникаций. 2021. № 13 (21). С. 11–13.
9. Гаранина О. Д., Раков С. М. Негативные аспекты информатизации образовательного процесса // Цифровые технологии в образовании. Тенденции, проблемы, перспективы : монография. Санкт-Петербург : ГНИИ «Нацразвитие», 2023. С. 18–21.
10. Незнамова З. А. Качество высшего образования в цифровую эпоху: онлайн vs классическое образование // Вестник Гуманитарного университета. 2021. № 2 (33). С. 119–123.
11. Хлебникова Н. А., Оконникова Т. И. Оценка и анализ цифровой грамотности педагогов и студентов вуза как фактора готовности к использованию дистанционных образовательных технологий // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, № 4. С. 390–406.
12. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух Н. В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. 2021. № 23 (1). С. 156–201.
13. Грязнова Е. В., Ланская И. А., Зайцева С. С., Егорова Л. В. Готовность студентов к использованию цифровых технологий в образовании: анализ проблемных ситуаций // Перспективы науки. 2021. № 3 (138). С. 115–117.