Россия
сотрудник с 01.01.2025 по настоящее время
Санкт-Петербург, Россия
ГРНТИ 77.01 Общие вопросы физической культуры и спорта
Современный рынок образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта характеризуется высокой динамикой и растущей конкуренцией. Одним из востребованных его сегментов являются программы профессиональной переподготовки (ПП), которые в свою очередь выступают одним из ключевых инструментов решения кадровых вопросов отрасли. В условиях цифровой трансформации, появления новых спортивных профессий, видов спорта, именно программы ПП демонстрируют наибольшую гибкость и адаптивность к целевым запросам отрасли. Однако бурный рост этого сегмента порождает и ряд вызовов: обострение конкуренции среди провайдеров, риск снижения качества образовательных продуктов и необходимость постоянного обновления содержания программ. Цель исследования – провести комплексный анализ современного состояния и определить ключевые тенденции рынка программ профессиональной переподготовки в сфере физической культуры и спорта на основе изучения структуры и динамики спроса, предложения и конкурентной среды, ценовой политики в области дополнительного профессионального образования. Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, современных образовательных программ дополнительного образования, нормативных документов, а также данных рынка труда и запросов профессионального сообщества; методы системного и сравнительного анализа. Результаты исследования и выводы. Проанализирована структура и кадровая мотивация потребительского спроса на программы ПП, определены ключевые целевые аудитории, их кадровые и компетентностные потребности. Определена и изучена структура предложений ДПО в области физической культуры и спорта на рынке образовательных услуг в РФ, выявлены основные провайдеры образовательных услуг, проанализированы содержание и формы обучения реализуемых программ ПП. Определены основные аспекты ценовой политики в данной сфере, показаны примеры успешной реализации программ ПП и их сравнительный анализ в контексте основных проблем и перспектив развития данного сегмента рынка образовательных услуг.
дополнительное профессиональное образование, физическая культура и спорт, профессиональная переподготовка, рынок образовательных услуг
1. Кадры. URL: https://национальныепроекты.рф/new-projects/kadry/ (дата обращения: 06.08.2025).
2. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р // СПС «Консультант Плюс». URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=493625&dst=1000000001&cacheid=736074DB5AFCBF6AF0A485F7D0119D5B&mode=splus&rnd=Ku1BYw#nEBcGbUzGYXMTX8E (дата обращения: 06.08.2025).
3. Кадровая ориентированность регионов на квалификации специалистов физической культуры и спорта / Щенникова М. Ю., Вишнякова Ю. Ю., Овсюк Т. М., Щенников А. Н. // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : сборник статей по материалам I международной (XIV с международным участием) научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 119–123. EDN: https://elibrary.ru/FVDMWF.
4. Щенникова М. Ю., Воробьев С. А., Щенников А. Н. Методики мониторинга и прогнозирования кадровой потребности и представления информации об исследованиях: выбор оптимального подхода для сферы физической культуры и спорта // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2020. № 8. 328–334. EDN: https://elibrary.ru/RGCFIJ.
5. Терентьев А. Е., Пшеницын К. К., Томилова С. В. Современные направления подготовки управленческих кадров для сферы физической культуры и спорта в системе высшего образования в России. DOIhttps://doi.org/10.15826/spp.2024.3.110 // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2024. Т. 4, № 3. С. 18–26. EDN: https://elibrary.ru/NGGGTG.
6. Формирование профессиональных компетенций руководителей физкультурно-спортивных организаций с учетом требований рынка труда / К. И. Братков, Д. Г. Степыко, И. А. Колпакова, С. Н. Могилинец. DOIhttps://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.57.477 // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С.452–459. EDN: https://elibrary.ru/TKJWZA.




