В статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением эффективности вмешательств, направленных на развитие координационных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в рамках адаптивной физической активности. Цель представленного исследования – теоретико-практическое обоснование эффективности применения методики, способствующей развитию координационных навыков у дошкольников с задержкой психического развития. Эффективность развития координационных способностей оценивали по показателям кинестетической способности, способности поддерживать статическое равновесие, к ориентированию в пространстве, основанному на проприоцептивной чувствительности, способности к скорости оперативной реакции. Для осуществления педагогического воздействия в экспериментальной методике использовали следующие средства: утренняя гигиеническая гимнастика, организованные занятия по адаптивному физическому образованию, физкультурные динамические паузы, упражнения на балансировочной доске Бильгоу и рекреативные занятия оздоровительной направленности. Эффективность предложенной методики подтверждена улучшением показателей статической координации по тесту «проба Ромберга», по показателям, выявляющим умение ориентироваться в окружающем пространстве и оцениваемым по тестам «слаломный бег», «метание мяча в цель», увеличением показателей кинестетической способности. Практические исследования подтвердили необходимость и значимость данной методики, способствующей прогрессу в улучшении координации движений у детей и успешной их адаптации.
задержка психического развития, дети 6 лет, координационные способности, адаптивное физическое воспитание
1. Амплеева В. В. Развитие координационных способностей у дошкольников с задержкой психического развития средствами адаптивного физического воспитания // Аллея науки. 2017. Т. 3, № 15. С. 622–626.
2. Бутко Г. А., Суворова О. В., Сорокоумова С. Н. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 3. С. 6.
3. Бахнова Т. В., Андреенко Т. А. К вопросу о развитии координационных способностей детей с задержкой психического развития в научно-практическом центре АФК «Без границ» // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. № 4 (34). С. 174–181.
4. Агеева М. С., Максимова С. Ю. Результаты мониторинга физической подготовленности дошкольников с задержкой психического развития как ориентир использования чирлидинга в их адаптивном физическом воспитании // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). С. 3–6.



