Россия
В статье представлены виды агрессивного поведения: буллинг, моббинг, хейзинг, кибербуллинг и дана их характеристика. Приведены данные о масштабе и распространённости буллинга и травли в спортивной деятельности, которые свидетельствуют о том, что до 20 % спортсменов сталкиваются с различными видами агрессивного поведения и насилия. Раскрыты формы и примеры причинённого вреда в отношении жертвы агрессивного поведения в спорте, в том числе физического, сексуального, психологического, экономического, допингового вреда, пренебрежения и кибербуллинга.
спорт, агрессивное поведение, буллинг, травля, виды агрессивного поведения, виды жестокого обращения
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога : более 1700 понятий. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Эксмо, 2010. 652 с. ISBN 978-5-699-38468-6.
2. Белевич А. А. Об опыте исследования степени распространения буллинга в подростковой среде // Известия АСОУ. 2015. № 3-2. С. 68–82.
3. Буллинг и его профилактика : метод. рекомендации для тренеров физкультурно-спортивных организаций / сост. М. Н. Аникина, Н. Н. Алексеенко. Красноярск : Красноярский институт развития физической культуры и спорта, [б. г.]. 37 с.
4. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2004. 672 с. ISBN 978-5-17-055693-9.
5. Олвеус Д. Издевательства в школе: оценка и распространение программы предотвращения издевательств. URL: https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.2010.01015 (дата обращения: 22.12.2023).
6. Чернышев В. П., Тимошков Е. В. Выявление форм агрессивного поведения в условиях учебно-тренировочного процесса // Образование: теория, методология, практика Чебоксары : Среда, 2019. С. 137–149.
7. Buelga S., Cava M. J., Torralba M. E. Cyberbullying aggressors among Spanish secondary education students : An exploratory study // Interact. Technol. Smart Educ. 2015. Vol. 12. Р. 100–115.
8. Bully P., Jaureguizar J., Bernard E., Redondo I. Relationship between parental socialization, emotional symptoms, and academic performance during adolescence : The influence of parents’ and teenagers’ gender // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019. Vol. 16. Р. 2231.
9. Gómez-Galán J., Lázaro-Pérez C., Martínez-López J. Á. Trajectories of Victimization and Bullying at University: Prevention for A Healthy and Sustainable Educational Environment // Sustainability. 2021. Vol. 13. Р. 3426.
10. Stirling A. E., Taylor A. R., Mountjoy M. L., Cruz E. L., Bridges E. J. Canadian Academy of Sport and Exercise Medicine Position Paper: The Clinician’s Role in Addressing and Preventing Maltreatment in Sport – 10-year Anniversary. DOI:https://doi.org/10.1097/JSM.0000000000001129 // Clinical Journal of Sport Medicine. 2023. Vol. 33 (2). Р. 103–109.
11. Vveinhardt J., Fominiene V. B. Gender and age variables of bullying in organized sport: Is bullying “grown out of”? // J. Hum. Sport Exerc. 2019. In press.
12. Willson E., Kerr G., Stirling A. et al. Prevalence of maltreatment among Canadian national team athletes // J Interpers Violence. 2022. Vol. 37. NP19857–NP19879.
13. Yang C., Chen C., Lin X., Chan M.-K. School-wide social emotional learning and cyberbullying victimization among middle and high school students: Moderating role of school climate // Sch. Psychol. 2021. Vol. 36. Р. 75–85.




