Одна из главных проблем человеческого существования может быть описана как проблема соотношения между человеком и обществом, между личностью и обществом. Поворот современной гуманитарной мысли, в том числе и философской, к человеку требует нового взгляда на это вечное противостояние и более глубокого проникновения в природу этих проблем в том виде, в каком они проявляются в современном мире. Цель представленного в статье исследования – проанализировать роль и место тела в традиционной культуре и выявить возможные закономерности в восприятии тела в русской философской традиции и в современности. Исправить ситуацию, помочь современному человеку найти «золотую середину» и путь к гармоничному развитию, должно правильно организованное воспитание и образование молодого поколения. Необходимо преодолеть проблему современного подхода к воспитанию молодежи, который лишь декларирует единство в развитии духовной и физической сферы индивида, тем самым приводя к дезинтегрирующему противоречию между телесной ограниченностью организма человека и бесконечностью его социокультурных предпосылок, выражающихся как социокультурное тело. Индивид, реализующий интегрированную культуру телесности, максимально раскрывает в себе потенциал человека как существа не только сформированного и воспринимающего, но и воплощающего ценности культурного субъекта. Причем, личность, в полной мере обладающая такими свойствами, заметно более склонна к дальнейшему совершенствованию и способна быть существенно полезной для общества.
телесность, социальное тело, культурное тело, природа, общество, личность, русская религиозная философия, феноменологический подход, психоаналитический подход, психология, духовные ценности
1. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Москва : Эксмо, 2007. 896 с.
2. Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростов. ун-та, 1998. 128 с.
3. Быховская И. М. «Человек телесный» в социокультурном контексте раннесоветской эпохи: аксиология и социальные практики // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019, № 8. С. 65–82.
4. Розин В. М. Как можно помыслить тело человека или на пороге антропологической революции // Философские науки. 2006. № 5. С. 33–53.
5. Ханеманн К. Спортивная наука и спортивная политика // Проблемы международного спортивного движения / ВНИИФК. 1981. № 9. С. 17–33.
6. Маслов Р. В. Философия телесности человека // Современная парадигма человека / Сарат. техн. ун-т. Саратов, 2000. С. 68–75.
7. Макаров Е. М. Проблема человека в истории философской мысли. Москва : Знание, 1986. 61 с.
8. Оганян К. М., Бранский, В. П., Манько, Ю. В. Социальная философия. Санкт-Петербург : Петрополис, 2018. 396 с.
9. Хвостов А. Ш. Психология телесности. Москва : Смысл, 2002. 287 с.
10. Леви Т. С. Динамика психологических границ в процессе личностно развивающей работы, основанной на телесном движении // Культурно историческая психология. 2009. № 1. С. 36–41.
11. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Москва : АСТ, 2006. 316 с.
12. Ильин И. А. Сильная власть. Русская идея. Москва : Эксмо, 2017. 695 с.
13. Кречмер Э. Строение тела и характер. Москва : Педагогика-Пресс, 1995. 608 с.



